Написание музыки – волшебный процесс, в котором каждый становится архитектором эмоций. Звуки, как кирпичики, укладываются в гармоничную структуру, воплощаясь в уникальную мелодию, способную затрагивать душу. О том, как рождается музыка и может ли искусственный интеллект заменить живого человека, а также о том, почему современным исполнителям так сложно выделиться из толпы, рассказали начинающие композиторы Михаил Дубовцев и Диана Кулакова.
Дело не для ленивых
Познакомились молодые люди в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского. Ребята учатся по классу «Композиция» у известного сибирского композитора Владимира Пономарёва. Михаил на втором курсе, Диана – на пятом. Признаются, что научить сочинять музыку можно, но без базовых данных не обойтись.
«Тебе это либо дано, либо нет. Если не пользоваться своим даром, его заберут обратно. А ещё важно вовремя заметить в человеке творческие способности, как это было сделано моим учителем музыки общеобразовательной школы Светланой Буниной, которая посоветовала родителям отдать меня в музыкальную школу. Благодаря ей я связал свою жизнь с искусством. С 2015 года работаю солистом-вокалистом в Красноярском музыкальном театре, пишу музыку для спектаклей. И честно скажу: дело это нелёгкое.
Как говорил Пётр Ильич Чайковский: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», – поэтому каждый день нужно прикасаться к инструменту, находить время. Музыка должна стать твоей жизнью. Ты обязан много слушать, анализировать, развивать воображение. Иначе быть не может», – уверен Михаил.
Согласна с коллегой и Диана. Она живёт музыкой. Говорит, порой идеи приходят ночью. Иногда девушка слышит лишь отдельные элементы, а порой – сразу целые отрывки партитуры со всеми её составляющими.
«У каждого свой метод работы, мне для написания садиться за инструмент не нужно. Главное, чтобы под рукой был лист бумаги, ноутбук или диктофон. А ещё чтобы посторонний шум и чужие мысли не отвлекали, поэтому пишу вечерами и ночами, когда все в доме, включая соседей, ложатся спать. Процесс это трудоёмкий. Ведь нужно не только написать музыку, что само по себе уже очень непростая задача, – затем предстоит сделать аранжировку, найти музыкантов, которые исполнят произведение, арендовать студию для записи или договориться с филармонией или театром о предоставлении концертной площадки.
Кроме того, композитору нужно постоянно быть в материале. Причём уметь работать в разных жанрах. Как-то раз мне пришлось выполнять сразу несколько заказов – писала духовный концерт в честь Богородицы для смешанного хора, в это же время делала аранжировку песни «Подмосковные вечера» для детского хора, параллельно сочиняла фоновую музыку для видеоинтервью, где в числе прочего нужны были эстрадные номера с элементами рока. Важно уметь переключаться и не быть заложником одного жанра», – говорит Диана.
Нейросеть не имеет души
Сегодня в музыкальном мире не утихают споры о том, может ли искусственный интеллект заменить человека или нет. Многие начинающие артисты убеждены, что нейросеть может не только стихотворение сочинить, но и музыку к нему подобрать.
«В одном интервью кто-то заявил однажды, что за нейросетью будущее, а композиторы окажутся не нужными. Хотелось бы посмотреть, а главное – послушать, как искусственный интеллект сочинит музыку, например, для двухактового спектакля, соблюдая логику и музыкальную драматургию. Нейросеть не может одного – делать «с душой», по-человечески», – считает молодой человек.
Рассуждая на эту тему, ребята привели в пример картины, которые пишет нейросеть. А ведь действительно получается красиво, каждая линия на своём месте, а чего-то не хватает. Пожалуй, разгадать человеческую душу машине не по силам. Любое произведение для неё всего лишь одно из, а для творческого человека это целое детище. Композитор сначала вынашивает идею, процесс создания перекликается с рождением, поэтому многие свои произведения называют детьми. За каждое душа болит.
«Мои работы можно услышать в Красноярском музыкальном театре, Железногорском театре кукол, Новокузнецком театре кукол им. Машкова. Каждое сочинение, воплощённое на театральной сцене, – испытание для композитора. Но после дождя всегда бывает солнце. Видя искренние эмоции зрителей, понимаешь, что всё сделал правильно», – рассказывает Михаил.
Рука в толпе
Самое важное для музыканта – быть замеченным, чтобы твою работу оценили. С одной стороны, сегодня много возможностей громко заявить о себе, с другой – рынок перенасыщен, и велика вероятность стать звездой на один день.
«Надо так умудриться махнуть в толпе, чтобы тебя заметили. Причём участие в шоу на федеральных каналах не даёт гарантии успеха. Нужна своя уникальность. В качестве примера приведу певца Алексея Чумакова. Он умеет общаться с публикой, у него есть своя манера исполнения, узнаваемый голос. А вот среди молодых исполнителей трудно кого-то выделить, многие пытаются копировать более успешных. Слушаешь и не понимаешь, кто это. С другой стороны, хорошо, что они делают попытку поднять руку в толпе и заявить о себе», – считает Михаил.
«Надо ставить более высокие цели. Если ты творец, а не ремесленник, то приоритет всегда на содержательность. Необходимо постоянно развиваться, ведь нет предела совершенству. Конечно, в сегодняшних реалиях музыкантам очень непросто. Одного умения писать музыку мало, нужно быть и продюсером, и сценаристом, и менеджером, и аранжировщиком, а ещё – уметь защищать свои авторские права. Но в погоне за успехом главное – не потерять свою индивидуальность. Надо делать такую музыку, которая не идёт на поводу у толпы, а вытягивает её на новый уровень. Мы можем формировать вкус у слушателя, важно сделать акцент в сторону возвышения, а не потакания», – считает Диана.