«Нейросеть не имеет души». Сможет ли ИИ сочинять музыку, лучше человека

Сегодня на счету Дианы и Михаила десятки авторских произведений. © / Диана Кулакова / Из личного архивa

Написание музыки – волшебный процесс, в котором каждый становится архитектором эмоций. Звуки, как кирпичики, укладываются в гармоничную структуру, воплощаясь в уникальную мелодию, способную затрагивать душу. О том, как рож­дается музыка и может ли искусственный интеллект заменить живого человека, а также о том, почему со­временным исполнителям так сложно выделиться из толпы, рассказали начинающие композиторы Михаил Дубовцев и Диана Кулакова.

   
   

Дело не для ленивых

Познакомились молодые люди в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского. Ребята учатся по классу «Композиция» у известного сибирского композитора Владимира Пономарёва. Михаил на втором курсе, Диана – на пятом. Признаются, что научить сочинять музыку можно, но без базовых данных не обойтись.

Фото: Из личного архивa/ Михаил Дубовцев

«Тебе это либо дано, либо нет. Если не пользоваться своим даром, его заберут обратно. А ещё важно вовремя заметить в человеке творческие способности, как это было сделано моим учителем музыки обще­образовательной школы Светланой Буниной, которая посоветовала родителям отдать меня в музыкальную школу. Благодаря ей я связал свою жизнь с искусством. С 2015 года работаю солистом-вокалистом в Красноярском музыкальном театре, пишу музыку для спектаклей. И честно скажу: дело это нелёгкое.

Как говорил Пётр Ильич Чайковский: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», – поэтому каждый день нужно прикасаться к инструменту, находить время. Музыка должна стать твоей жизнью. Ты обязан много слушать, анализировать, развивать воображение. Иначе быть не может», – уверен Михаил.

Согласна с коллегой и Диана. Она живёт музыкой. Говорит, порой идеи приходят ночью. Иногда девушка слышит лишь отдельные элементы, а порой – сразу целые отрывки партитуры со всеми её составляющими.

Фото: Из личного архивa/ Диана Кулакова

«У каждого свой метод работы, мне для написания садиться за инструмент не нужно. Главное, чтобы под рукой был лист бумаги, ноутбук или диктофон. А ещё чтобы посторонний шум и чужие мысли не отвлекали, поэтому пишу вечерами и ночами, когда все в доме, включая соседей, ложатся спать. Процесс это трудоёмкий. Ведь нужно не только написать музыку, что само по себе уже очень непростая задача, – затем предстоит сделать аранжировку, найти музыкантов, которые исполнят произведение, арендовать студию для записи или договориться с филармонией или театром о предоставлении концертной площадки.

Кроме того, композитору нужно постоянно быть в материале. Причём уметь работать в разных жанрах. Как-то раз мне пришлось выполнять сразу несколько заказов – писала духовный концерт в честь Богородицы для смешанного хора, в это же время делала аранжировку песни «Подмосковные вечера» для детского хора, параллельно сочиняла фоновую музыку для видеоинтервью, где в числе прочего нужны были эстрадные номера с элементами рока. Важно уметь переключаться и не быть заложником одного жанра», – говорит Диана.

   
   

Нейросеть не имеет души

Сегодня в музыкальном мире не утихают споры о том, может ли искусственный интеллект заменить человека или нет. Многие начинающие артисты убеждены, что нейросеть может не только стихотворение сочинить, но и музыку к нему подобрать.

«В одном интервью кто-то заявил однажды, что за нейросетью будущее, а композиторы окажутся не нужными. Хотелось бы посмотреть, а главное – послушать, как искусственный интеллект сочинит музыку, например, для двухактового спектакля, соблюдая логику и музыкальную драматургию. Нейросеть не может одного – делать «с душой», по-человечески», – считает молодой человек.

Рассуждая на эту тему, ребята привели в пример картины, которые пишет нейросеть. А ведь действительно получается красиво, каждая линия на своём месте, а чего-то не хватает. Пожалуй, разгадать человеческую душу машине не по силам. Любое произведение для неё всего лишь одно из, а для творческого человека это целое детище. Композитор сначала вынашивает идею, процесс создания перекликается с рождением, поэтому многие свои произведения называют детьми. За каждое душа болит.

«Мои работы можно услышать в Красноярском музыкальном театре, Железногорском театре кукол, Новокузнецком театре кукол им. Машкова. Каждое сочинение, воплощённое на театральной сцене, – испытание для композитора. Но после дождя всегда бывает солнце. Видя искренние эмоции зрителей, понимаешь, что всё сделал правильно», – рассказывает Михаил.

Рука в толпе

Самое важное для музыканта – быть замеченным, чтобы твою работу оценили. С одной стороны, сегодня много возможностей громко заявить о себе, с другой – рынок перенасыщен, и велика вероятность стать звездой на один день.

«Надо так умудриться махнуть в толпе, чтобы тебя заметили. Причём участие в шоу на федеральных каналах не даёт гарантии успеха. Нужна своя уникальность. В качестве примера приведу певца Алексея Чумакова. Он умеет общаться с публикой, у него есть своя манера исполнения, узнаваемый голос. А вот среди молодых исполнителей трудно кого-то выделить, многие пытаются копировать более успешных. Слушаешь и не понимаешь, кто это. С другой стороны, хорошо, что они делают попытку поднять руку в толпе и заявить о себе», – считает Михаил.

Диана в этом вопросе более категорична. Девушка уверена: задача композитора – не скатиться к копированию, а найти свой стиль и смотреть чуть дальше желания заработать.

«Надо ставить более высокие цели. Если ты творец, а не ремесленник, то приоритет всегда на содержательность. Необходимо постоянно развиваться, ведь нет предела совершенству. Конечно, в сегодняшних реалиях музыкантам очень непросто. Одного умения писать музыку мало, нужно быть и продюсером, и сценаристом, и менеджером, и аранжировщиком, а ещё – уметь защищать свои авторские права. Но в погоне за успехом главное – не потерять свою индивидуальность. Надо делать такую музыку, которая не идёт на поводу у толпы, а вытягивает её на новый уровень. Мы можем формировать вкус у слушателя, важно сделать акцент в сторону возвышения, а не потакания», – считает Диана.