Завещание царя и царицы. Ольга Монгуш - о тувинских находках древних скифов

На территории Великой Степи обитали разные народы. © / Андрей Волков / Из личного архива

В Туву вернулись останки скифских «царя» и «царицы», находившиеся в Новосибирске на изучении у антропологов. Их обнаружили во время раскопок кургана Аржан-2 ещё в 2001 году. Открытие ещё раз подтвердило высказывание древнегреческого историка Геродота о том, что «скифы вышли из Азии», а курган Аржан-1 перевернул имевшиеся на протяжении более 250 лет представления об «ареале обитания» могущественного кочевого народа. 

   
   

О том, какое завещание потомкам 21-го века передали древние властелины земли сибирской, рассказывает историк из Тувы Ольга МОНГУШ.

Скифские корни

«АиФ на Енисее», Татьяна Антипьева: - Ольга Оюнзаевна, что делает находку на кургане Аржан-2 сенсационной?

Ольга Монгуш: - Во-первых, в Туве прежде не находили столь обширную археологическую коллекцию. Во-вторых, если мы упомянем курган Аржан, который был вскрыт ещё в 1971-1974 гг., то он дал очень интересный древний материал -захоронения датируются рубежом IX-VIII веков до нашей эры. Раньше говорили, что это предскифское время, теперь обозначают его как раннескифское. Возраст находок в Аржане-2 - около 2 700 лет. Так, захоронение в первом тувинском кургане Аржан старше, чем погребения от Причерноморья до Северного Китая, а ведь именно эти земли прежде считались родиной скифов.

- Получается, скифы жили сначала на территории нынешней Тувы, а потом ушли на запад?

- Получается, что да. На территории Великой Степи от Северного Китая до Причерноморья обитали разные народы, известные под общим названием «скифы», которое дошло до нас благодаря древним грекам. Они имели общую сходную культуру, в том числе выражавшуюся в так называемой триаде: конское снаряжение, вооружение и скифо­сибирский «звериный» стиль в искусстве, и они относятся к первой волне кочевников.

Власть, дарованная небом

- Разве только возрастом костных останков объясняется сенсационность находки?

   
   

- Представители кочевой знати, захороненные в Аржане-2 во второй половине VII  века до нашей эры, - вероятнее всего, вождь союза племён и его супруга (мы условно назвали их «царь» и «царица») - были очень богатыми, умели хорошо организовать своё жизненное пространство, и государство в том числе. Они могли устроить жизнь служивших им людей, воодушевить их так, что предметы, изготовленные ими, считаются шедеврами мирового искусства.

- В наши дни изделия из золота - всего лишь украшение. А какое отношение к ним было у древних?

- Каждый обнаруженный в курганах предмет имеет своё назначение. Они украшают одежду человека, в частности знатных особ, демонстрируют их силу, богатство, значение. Цвет золота издревле ассоциировался с цветом солнца, считался металлом богов и царей. Все украшения, выполненные из золота, олицетворяют власть либо приближённость к ней, как бы говорят о владельце, что его могущество дано свыше, даровано небом, солнцем. Среди находок мы выделяем изделия, которые скифские «царь» и «царица» носили при жизни, и те, что были выполнены для погребального обряда. Например, это украшения в виде блях фигур лошадей с головных уборов. Учёным удалось установить, что ритуал длился очень долго - курган строился два года.

Предан до гробовой доски

- Зачем нужны уже умершим царям эти дорогие украшения?

- Люди, жившие в тувинской степи 2 700 лет назад, скорее всего считали, что человек, умирая, не просто покидает бренную землю. В их понятии смерть - способ перехода от одной жизни к другой. Рождаясь заново, он должен был подчеркнуть свой социальный статус правителя, богатого человека, с большим количеством людей в подчинении. Затем правители появляются в новой жизни - не в одиночку, а в сопровождении членов своей семьи, как в случае с находками на Аржане-2.

Раскопки в Туве. На территории Великой Степи обитали разные народы. Фото: Из личного архива / Андрей Волков

- Они умерли в одно и то же время?!

- Здесь мы говорим о том, что если царь умирает, то выбранные люди его сопровождают. Уйти вместе с царём в мир иной - великая честь, которой удостаиваются не все. Возможно, они считали, что приходят «в жизнь после жизни» рядом с царём, становятся при нём столь же высокопоставленными особами.

- Они были настолько преданны царю, что добровольно умерщвляли себя?

- Это звучит грубо. Не стоит мерить события того времени нынешними мерами. Человек, когда уходил за царём в мир иной, делал это осознанно. Окончание жизни на земле для них не обозначало конец существования, а было переходом из одной жизни в другую.

- Какова дальнейшая судьба останков? Смогут ли их увидеть посетители музея?

- Не смогут. Это тот материал, который будет исследоваться учёными, а потом ритуально захоронен. На рабочем совещании под руководством главы республики Шолбана Кара-оола обсуждали вопрос, как будет проводиться погребение. Сначала должно пройти обсуждение с участием представителей научной интеллигенции, общественности и власти. Всё-таки это костные останки людей. Каждый имеет право на захоронение и уважение. Это были великие правители. Наша современная жизнь обусловлена жизнью предков. И наши находки внесли свою частицу в этногенез других народов. В Туве всегда существовал культ предков, почитание, уважение к людям, жившим на этой земле и сотни, и тысячи лет назад. Благодаря чему здесь всё-таки лучше сохраняются памятники археологии - курганы, наскальные рисунки и изваяния...

Не тревожьте духов

- Нашествия «чёрных копателей» можно не опасаться?

- Ещё в XVIII веке, к сожалению, существовали бугровщики. Кто-то сдавал обнаруженные на раскопках предметы в царскую казну, кто-то - нет. Очень много сибирского золота из курганов было переплавлено. Огромная часть информации утеряна. Часть находок сохранилась в музеях, в частности в Кунсткамере. К сожалению, мы уже не можем идентифицировать некоторые предметы, хранящиеся там, - они хоть и относятся к тому же периоду, что и находки на Аржанах, но место их происхождения теперь не установить.

Значимость обнаруженных в Туве курганов ещё и в их нетронутости, что бывает очень редко. С другой стороны, это говорит о бережном отношении людей, живших здесь в предыдущие столетия. И современные жители Тувы с уважением относятся к погребениям прежних тысячелетий. Все понимают, что это захоронения древних людей и заниматься раскопками нужно, только имея определённые знания.

- Есть у народов представление о гневе потревоженных духов предков. Этим многие объясняли землетрясения и народные бедствия в Республике Алтай, происходившие спустя некоторое время после обнаружения археологами «алтайской принцессы».

- В наше время мы пытаемся изучать древние обряды, которые происходили во время погребения, с помощью археологических раскопок. Нам на самом деле важно получить максимум информации о наших предках. Кто знает, может быть, она повлияет на наше будущее. Кому доподлинно известно, к каким выводам придут учёные, когда по черепу наших «царя» и «царицы» будут сделаны 3D-модели и мы сможем заглянуть в лицо древним людям?

Досье
Ольга МОНГУШ родилась в Кызыле в 1970 году. Окончила исторический факультет Уральского государственного университета. Проходит обучение в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. Заведующая отделом археологии Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Заслуженный работник Республики Тыва.