Тайна рода Суриковых

Казалось бы, о происхождении, наверное, самого прославленного красноярца - художника Василия Сурикова - известно многое. Но откуда изначально пошёл род суриковых, до сих пор окутано тайной.

   
   

Существовало две версии. По первой, Суриковы - выходцы из донских казаков. Но на них Суриковы не походили внешне - прадед художника Иван Петрович был женат на Матрёне Алиштиевне, явно не русской, а дончаки - это чисто южнорусский тип. По второй версии, некий есаул Суриков пришёл в Сибирь с Ермаком в 1622 году. Но и с Ермаком предки художника не могли прийти - в историчес­ких документах такая фамилия не встречается. Найти корни рода великого живописца попытался Геннадий Быконя, доктор исторических наук, профессор.

Роду более 200 лет

- Геннадий Фёдорович, известно, что говорил сам Василий Иванович о своих предках?

- Точно известно, что он пытался установить, откуда пошёл его род. И даже попросил своего брата Александра заняться историей рода. Тот опрашивал родных и близких, смотрел материалы соборной церкви и обывательские книги Красноярска. За год до своей смерти Василий Иванович утверж­дал, что их роду более 200 лет и идёт он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

Геннадий Быконя Фото: АиФ/ Нина Зуева

- А что говорили исследователи?

- Обычно родословную Сурикова сводили к ближним родственникам до 3-го колена. И только красноярский историк-архивист, библиограф Степан Мамеев в 1930-е годы по заявке Третьяковской галереи пытался составить по отцу и матери полную родословную великого художника, то есть всех красноярских Суриковых-Торгашиных и их родственного окружения.

   
   

Однако кроме не совсем точной выборки по прямой линии предков художника от его работы остались обширные, но трудночитаемые черновики, написанные карандашом. Составленная им поколенная роспись предков художника оказалась неполной и неточной, поскольку он использовал документы лишь местного архива и в основном конца XVIII-ХIХ вв. Больше более-менее серьёзных исследований не проводилось.

Отчества давали за заслуги

- Какие документы удалось обнаружить вам?

- Я работал в основном в центральных архивах, в Красноярске ничего интересного на эту тему уже нет. Оказывается, в Красноярске в конце XVII века было четверо братьев Суриковых. Это видно по одной из 14 подписей под коллективной жалобой-челобитной 1702 года. Скорее всего, они пришли к нам после 1679 года.

Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895) Фото: Public Domain

В эти годы был масштабный набег на наш город, и красноярцы потеряли более 200 человек убитыми и пленными. После этого из Томска и Тобольска нам прислали пополнение - пограничный город нужно было охранять. Очевидно, с этим пополнением и появились Суриковы: Григорий, Иван, Пётр и Илья.

Надо отметить, что именник в те времена был очень скупой, имён было мало. Самое распространённое мужское имя в Сибири - Фёдор, женское - Елена. После Фёдора идут Иван и Пётр. В роду имена часто повторялись, внука называли в честь деда. Вспомните: ведь деда нашего художника тоже звали Василий Иванович. Поэтому работать с архивами было очень трудно. Приходилось искать косвенные сведения, использовать побочные материалы. Отчества носили только бояре за особые заслуги, простые же люди именовались не Иван Григорьевич, а Иван - Григорьев сын.

Василий Суриков. Автопортрет (1913) Фото: Public Domain

Поэтому историки до меня тоже знали о братьях Суриковых, но лишь о двух, и ошибочно думали, что родоначальником был Илья, а затем его сын - Пётр. Но я обнаружил в следственном деле о второй Красноярской шатости, что Пётр и Илья - братья.

- И от кого из них тянется ниточка к нашему Василию Ивановичу?

- Григорий, как самый старший, не подходит: он был назван отставным казаком уже по первой ревизии. Его дети, внуки, правнуки явно не тянут. Об Иване известно очень мало, он стоял в стороне, и сведения о нём вскоре пропадают. С Ильёй вообще интересная история: он неоднократно назывался Нашивошниковым. Указывается, что он в 1717 году руководил строительством Саянского острога. Получается, что Нашивочниковы - это двоюродная ветвь прямых предков нашего художника.

Остаётся Пётр. Он и является прадедом в шестом колене нашего Сурикова. У него был сын Василий - прямой предок нашего художника. Дальше Пётр, от которого пошли Степан и Иван Суриковы. Последний - уже прадед нашего Сурикова - казачий пятидесятник Иван Суриков.

Вывод: клан Суриковых был значительно обширнее, чем было известно раньше. Только Нашивошниковы - огромная ветвь. Кстати, эта фамилия встречается в Красноярске до сих пор. Это говорит о том, что Суриков общался и рос в окружении людей разных сословий: крестьян, казаков, государственных служащих. И здесь проявляется теория больших чисел - из огромной массы генетических однопорядковых чисел обязательно будет один уникум. Это генная закономерность.

Василий Суриков. «Взятие снежного городка»(1891) Фото: Public Domain

Русские спокойны к своей истории

- Вы будете продолжать исследования? Ведь белые пятна ещё остались?

- Однозначно. Нужно установить, кто был отцом этих четырёх братьев Суриковых, найти единый корень. А также установить, откуда точно приехали к нам Суриковы: ведь пополнения присылали из нескольких мест. Работать в Красноярске уже нет смысла. Всё, что было, исследовано. Искать нужно в томских либо тобольских архивах. А для этого нужны средства, которых сегодня, к сожалению, не выделяют. Мало того - даже программы преподавания родной истории всё сокращают. Поэтому надежда одна - найти заинтересованных людей.

- Сейчас многие ссылаются на то, что современное поколение плохо знает историю своей страны, и видят в этом причину наших несчастий. Как вы считаете, это справедливое замечание?

- Скажу так: чем меньше страна, тем её народ больше и лучше знает свою историю - это инстинкт, форма сохранения этнической идентичности. Поэтому малые народности: эстонцы, латыши - знают свою родную историю лучше, чем мы свою.

Россия - огромная страна, мы всегда отличались повышенной этнической и религиозной терпимостью, поэтому мы так не заточены на фанатичное знание своей истории. Мы же вообще несколько десятков лет учили не свою родную историю, а историю СССР и политическую историю. Полный курс истории России появился сравнительно недавно. Собственно, русской истории, истории русского народа не было очень долго. Мы великий народ, великая нация, и мы лишены этой националистической зашоренности. Поэтому мы спокойнее относимся к своей собственной истории. И я не вижу в этом особой проб­лемы. Это наша особенность. 

Геннадий Быконя
Родился в 1941 году в селе Малая Камарчага Красноярского края. Окончил Красноярский государственный педагогический институт. Автор более 300 пуб­ликаций, из них 10 монографий и более 200 научных работ. Исследует историю России и Сибири позднего феодализма, в частности, историю Приенисейского края. Доктор исторических наук, профессор КГПУ имени Виктора Астафьева. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, награж­дён медалью «За вклад в наследие народов России». Женат, имеет трёх дочерей.