Девушки как березки. Почему в ансамбль имени Годенко берут только блондинок

Сибирякам аплодируют зрители во всём мире. Каждый концерт аншлаг. © / Регина Лукашенко / Красноярская филармония

Белокурые красавицы и бравые парни вот уже более 60 лет не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Артистам Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко стоя аплодирует весь мир. Их концерты собирают аншлаги, о сотрудничестве с ними мечтают многие танцоры, но отбор жёсткий. Как готовят будущих звёзд, чего боятся артисты и чем будут удивлять зрителей рассказала народная артистка РСФР, главный балетмейстер Лидия Дзьобак.

   
   

Отсидеться не получится

Кристина Смурова: Одни говорят, что день рождения коллектива в ноябре, другие уверяют – в декабре. Кто прав?

Фото: Из личного архива

Лидия Дзьобак: Правы по-своему все! Во втором полугодии 1960 года ансамбль песни и танца был реорганизован в Сибирский ансамбль народного танца. Дата 6 декабря зафиксирована в связи с тем, что была найдена афиша первого концерта Красноярского ансамбля народного танца (уже не Сибирского ансамбля песни и танца) в зале Чайковского в Москве.

– С этим разобрались, теперь актуальный для начинающих танцоров вопрос. Михаил Годенко создал коллектив, которому по сей день аплодирует весь мир. Многие мечтают попасть в ваши ряды. У кого точно есть шанс?

– Михаил Семёнович за 30 лет руководства создал свой уникальный стиль. Образ русской девушки – скромная, белокурая красавица, стройная, как берёзка. Парни – удалые, задиристые. Чтобы справляться с высокими темпами и выполнять акробатические номера, нужны немалые сила и выносливость. Без этих качеств никуда. Но самое главное – нужно любить свою работу. Сразу видно, кто отдаётся делу со всей душой, а кто хочет в сторонке отсидеться. У нас такое не пройдёт!

Сегодня коллектив ансамб­ля полностью укомплектован, многие говорят, что это один из самых сильных составов. Стать частью нашей большой семьи всегда есть возможность. Здесь дело случая. Мимо неординарных и ярких точно не пройдём, если кандидат зацепит харизмой, место найдётся.

– Все девушки в ансамбле блондинки, а если кандидатка будет брюнеткой – заставите перекраситься?

   
   

– Заставлять не будем. Приходя в ансамбль, человек понимает, на что он идёт, какие требования к нему предъявляются. Я и сама на протяжении всей карьеры регулярно красилась в светлый цвет, и ничего. А вот отрастить густую длинную косу могут не все, поэтому используем накладные.

– Побывав на вашей репетиции, увидела, насколько собраны ребята. Во всём чувствуется дисциплина. Но ведь во все времена были бунтари. Наказываете?

– Самое страшное наказание для танцора – когда тебя убрали из номера. Конечно, когда костяк – порядка 60 человек, и каждый со своим характером, нравом, споров не избежать. Приходит на выручку метод кнута и пряника. Но всегда удаётся решить спорные вопросы без жёсткого наказания.

Один номер танцоры могут оттачивать месяцами, добиваясь точности в каждом движении. Фото: Красноярская филармония/ Регина Лукашенко

Романы и конкуренция

– Преемственность поколений ценят во многих коллективах, а вот служебные романы жалуют не всегда. Как вы относитесь к семейному подряду?

– Положительно! Жизнь артистов проходит в вечных репетициях и гастролях, которые длятся месяцами. Находясь бок о бок каждый день, невозможно обойтись без симпатии. Смотришь: времени больше вместе проводить стали, потом уже за ручку ходят, а там и до свадьбы рукой подать! Сейчас у нас десять пар в коллективе. И это здорово! Особенно ценно, когда их дети продолжают общее дело. Яркий пример – семья Елены и Александра Поляковых. Сегодня их дочь Екатерина – заслуженная артистка Российской Федерации, артистка ансамбля «Берёзка». А свои первые шаги Катя делала у нас. Это ли не повод для гордости!

– А ведь вас часто сравнивают со знаменитой «Берёзкой». Есть ли конкуренция?

Фото: Красноярская филармония/ Регина Лукашенко

– Признаться честно, я и сама в 1972 году пробовалась к ним. И прошла! Но после долгих раздумий решила остаться. Конкуренции между нами никогда не было. Всегда приходим поддержать друг друга. Они к нам этой осенью с гастролями приезжали, устроили им тёплый приём, как и полагается: с чаем и душевными разговорами. А после поспешили в зрительный зал, чтобы насладиться выступлением. Секретов между нами нет, с лёгкостью делимся новыми идеями, планами.

– Ещё один больной вопрос для танцовщиц – декретный отпуск. Возвращаются после таких долгих «каникул»?

– Разумеется! И чем раньше, тем лучше для них самих. Чтобы мышцы не атрофировались, новоиспечённые мамы приходят на репетиции и занимаются вместе с основным составом. Порой выходят, не дожидаясь полутора лет. Они в такой отличной форме возвращаются! Можно только позавидовать.

– А если вес набрали, ругаете?

– От этого никто не застрахован. Но с нашими нагрузками это маловероятно. Тренировки по шесть раз в неделю по семь часов. Не каждому такое по плечу, причём как физически, так и психологически. Но на весы демонстративно никогда не ставим артистов; если набрали лишнего – скажем, но без наказания. Диета у ребят простая – репетиция, репетиция и ещё раз репетиция.

Танец в подарок

– В декабре Красноярский край празднует своё 90-летие. Знаю, что вы подготовили особый подарок – творческий. Первыми программу «В вихре танца» увидели москвичи. Столичную публику удивить сложно. Получилось?

– Приятно, что именно этим масштабным концертом открыли программу празднования 90-летия образования Красноярского края. Столичные зрители в финале аплодировали стоя и долго не хотели отпускать артистов. Но ещё теплее нас принимают красноярцы. Каждый концерт аншлаг. Билеты буквально разлетаются на глазах. Увидеть программу можно в январе. Мы собрали самые яркие номера коллектива. Пятнадцать знаковых постановок из золотого фонда: лирический хоровод «У колодца», казачий пляс «Красный Яр», сюита «Вдоль по улице». Но есть и новые номера, созданные в результате скрупулёзного творческого поиска уже современными хореографами, – «Легенда о горном олене», «Великий Саян» и другие.

Фото: Красноярская филармония/ Регина Лукашенко

– Как вам удаётся без слов, одним лишь танцем рассказать целую историю региона, показать характер сибиряков? Магия – не иначе.

– В этом и был секрет Михаила Семёновича – суметь донести до зрителя самое главное без лишних слов. Здесь важно всё – настрой артистов, костюмы, программа. Вы видели наши сценические костюмы? Ведь они так ярко отражают необъятный мир сибирских просторов – заснеженные леса, голубые реки, зелёные горы, яркое сибирское солнце. Гармоничные цветовые сочетания выглядят столь эффектно и в то же время естественно, что достаточно открыть занавес во время концерта – и публика взрывается овациями. С первых минут гости попадают в наш «Вихрь танца», радуясь вместе с нами.

– А если бы сегодня в зале среди гостей оказался Михаил Годенко, он бы гордился коллективом?

– Думаю, да. Его наставления не забыты, его дело живёт по сей день, а поставленные им номера актуальны в любое время. Да и мы не забываем Михаила Семёновича. Каждый год 1 мая, в день его ухода, ездим всем составом на кладбище, чтобы отдать дань памяти. В филармонии у нас есть кабинет, посвящённый его биографии. Так что все артисты, несмотря на возраст, знают мастера, именем которого назван их родной ансамбль. Для него мы всегда были как дети, поэтому с гордостью продолжаем его нелёгкое дело.

Досье
Лидия ДЗЬОБАК. Родилась в Челябинске. Народная артистка РСФСР, кавалер ордена Дружбы, заслуженная артистка Грузии. С 1966 по 1992 год – артистка балета Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко. В настоящее время – главный балетмейстер ансамбля. Замужем, есть дочь.