Голос, покоривший мир. Петь для него было, как дышать

Хворостовский не думал, как взять нужную ноту - он сразу пытался представить себе образ. © / Музей-усадьба им.Юдина

Тишина Юдинской библиотеки уже в прошлом. Сейчас здесь слышны арии из опер, иногда советские песни. Сразу на входе два огромных, в рост, портрета: Дмитрий Хворостовский во фраке, слева - в начале звёздной карьеры, справа - на пике. На экране постоянно «крутится» видео с его концертов или фильмы о певце. В музее побывал корреспондент «АиФ-Красноярск».

   
   

Петь как дышать

«Любой музей и выставка - это то место, где будет звучать голос певца. И пожелание Хворостовского, чтобы не муссировали его имя, не обсуждали его жизнь, а слушали его голос. Вспоминали его творчество, те образы, которые он создал на сцене, - рассказывает экскурсовод Яна Стародубцева. - Ведь петь для него было, как дышать! Не мог петь - не смог и жить».

Особое место в коллекции музея отдано концертным костюмам певца.Фото: АиФ/ Сергей Митрухин

Баритон певца в музее можно услышать всюду. Для этого в «Юдинке» смонтировано сразу несколько систем. Первый телевизионный экран встречает на входе - качество звука, что называется, «телевизионное», скорее, для создания атмосферы. На втором этаже можно услышать уже более качественный звук - он выводится в большом зале вместе с изображением с компьютера. Для любителей чистого звучания в одной из комнат установлен инфотрон - стойка с наушниками, здесь можно услышать голос, покоривший весь мир, один на один.

Один из самых серьёзных вопросов, стоявших при создании музея - проблема «копирайтов» - имущественных прав на изображения и звук. Она могла подкосить задумку ещё в самом начале. Студии звукозаписи и концертные залы неохотно делятся произведениями искусства и изображениями. Да ещё для публичного исполнения!

В Красноярске частично эту проблему решили: краевая телекомпания ГТРК «Красноярск» передала музею около 11 часов уникального видео. Это концерты, с которыми Дмитрий Александрович выступал в крае, а телевизионщики записывали их: «ГТРК -правообладатели, они разрешили использовать фрагменты концертов Хворостовского в изданиях и в работе. Мы также добились, чтобы в изданную на средства гранта «Книжное Красноярье» книгу был вложен диск с его голосом. Изначально грант не предусматривал печать дисков, но мы объяснили, что книга, посвящённая певцу мировой величины без записи его голоса бессмысленна!»

Блокнот со списком первых спектаклей - писал Хворостовский. Фото: АиФ/ Сергей Митрухин

Искусствоведы и краеведы считают феномен Хворостовского дважды уникальным для нашего края. Это тот случай, когда певец мировой величины не только родился, но и получил в нашем городе полное вокальное образование - от музыкальной школы и педагогического училища до Красноярского института искусств и Красноярского театра оперы и балета. Все свои 4 Гран-при в международных конкурсах Дмитрий получил во время работы в театре. Поэтому логично, что будущий музей Хворостовского должен быть в Красноярске.

Фрак взаймы

Особое место в коллекции музея отдано концертным костюмам певца. Начиная с легендарного фрака, купленного на заёмные деньги. Дмитрий выступал в нём на первом своём конкурсе - конкурсе БиБиСи в Кардиффе. Поехал в Великобританию в смокинге с чужого плеча, позаимствованном у коллег в театре. Но по условиям конкурса во втором туре артист должен петь под аккомпанемент симфонического оркестра во фраке. Тогда Хворостовский занимает деньги у сопровождающих из России, скромно обещая «Отдам после победы, из призового фонда». А ведь там ни второго, ни третьего места нет, только Гран-при!

   
   

Будёновка, сшитая внуку бабушкой Димы. Фото: АиФ, Сергей Митрухин.

Фото: АиФ/ Сергей Митрухин

«В этом вся история и экономика нашей жизни 90-х годов, когда уже успешно работающий и концертирующий артист не имел своего фрака и даже возможности его купить. И огромная вера певца в себя, свои возможности и способности, ну и немного хорошей наглости»,- поясняет Яна Стародубцева.

Запонка Шаляпина

Подавляющее большинство экспонатов передано музею родителями певца, начиная с 1995 года. Некоторые экспонаты приходят из-за границы - Испании, Англии. Здесь есть медали Саудовской Аравии и Армении, награды разных стран в знак заслуг перед мировой культурой и сближения между русским и другими народами. На видном месте - золотой глобус, заполненный землёй из разных уголков России. Здесь же орден Золотого сокола с сапфирами и изумрудами.

Чуть в стороне от них золотая запонка Фёдора Шаляпина. История её появления в Красноярске совершенно фантастична, как и жизнь обоих певцов. Как-то в начале 20 века Шаляпин выступал в Мариинском театре Петербурга, и там на него обрушилась декорация. Один из монтировщиков сцены Никитин вовремя подставил своё плечо, приняв удар на себя. По легенде, Шаляпин тут же снял запонку с рукава, подарил её монтировщику со словами «Давай делиться, ты мне жизнь спас - я тебе запонку дарю. Глядя на вторую, оставшуюся у меня, всегда буду о тебе помнить». И вот однажды, сто лет спустя, на концерте Хворостовского в Петербурге к нему подошла правнучка монтировщика сцены Никитина и подарила ему золотую запонку Шаляпина.

Лошади и будёновка

Концертные фото и костюмы - для музея логичные. Но среди экспонатов есть бытовые вещи и снимки. Например, уникальный экспонат - костюм бойца будёновской армии, от галифе до остроконечной шапки. Сшила будёновку бабушка певца, Мария Николаевна Вебер, оказавшая на его развитие не меньшее влияние, чем родители или преподаватели. «Я вырос на двух музыкальных традициях: на классике, что дал мне папа, и на фольклорной традиции, что дала бабушка». Мария Николаевна была певунья и рассказчица, часто пела украинские, цыганские, русские песни, романсы. Часто играла с Дмитрием: загадывали слово и пели песни, в которых оно было - кто больше вспомнит.

Интересна и почти не исследована ещё одна сторона таланта Хворостовского - скульптурная. Он хорошо лепил из пластилина, особенно фигуры в движении, выражения лиц (в экспозиции музея есть фото с фигуркой коня). Лепил в поездах, когда ездил с родителями в отпуск.

«Спортивный» певец

Кстати, экспонаты в отличном состоянии в том числе и потому, что Дмитрий Хворостовский был предельно аккуратен. По словам мамы, уже в три года не дай бог что-то капнет ему на одежду - надо срочно менять, он в этом ходить уже не мог. Так и во взрослой жизни он был всегда опрятен, хорошо одет, несмотря на бедность девяностых годов.

При этом со временем размер костюмов певца становился то больше, то меньше. Хранитель музея поясняет: это не связано с взрослением или болезнью, просто организм следовал за разным психологическим состоянием певца: «В 1996-1997 годах, на дебюте в Метрополитен-Опера, когда пел арию Елецкого в «Пиковой даме», Дмитрий Александрович был полноват. Потом был период, когда он начал «качаться», но не потому, что внезапно решил похудеть, а потому что была любовь, Флоранс… И весь образ жизни стал спортивным, опять понадобилось снимать новые мерки».

Для участия в оперных постановках певец вновь начал заниматься фехтованием, чтобы хорошо исполнять роли графа Ди Луна или, иначе, Дон Жуана. Дмитрий фехтовал ещё в Красноярском институте искусств, ходил факультативно на занятия к актёрам. Так же, кстати, как специально занимался итальянским языком. Хворостовский всегда считал оперу синтетическим искусством, говорил, что оперный артист должен быть одновременно и спортсменом, чтобы выдерживать высокие нагрузки в спектаклях, в том числе и физические. Даже если нужно было выезжать на сцену в «Кадиллаке», как в Женеве, или на инвалидном кресле, как в Зальцбурге – петь-то надо было параллельно «рулению» техникой.

Интересно, что свои программы Дмитрий Хворостовский составлял по-разному. У нас в стране давал сначала классику, чтобы люди привыкали к ней, учились её понимать. И лишь потом исполнял популярные песни, на которые россияне большей частью и шли. В Америке и Европе наоборот, начинал со Свиридова и современной российской музыки, «обучал» русской культуре, рассказывал, как мог, о России.

«Вот только музей нашего великого земляка существует пока без крыши над головой, - с сожалением говорит в конце экскурсии Яна Стародубцева. - Чем называть его именем аэропорт, лучше сделать настоящий музей, с концертным залом внутри, где можно смотреть видеозаписи гениальных выступлений Дмитрия. Где будут его подлинные вещи и костюмы. И голос, голос!..».

Досье
Дмитрий Хворостовский (16.10.1962 – 22.11.2017) Великий оперный певец, драматический баритон. Родился в Красноярске. Умер в Лондоне. Народный артист России. В 1985-1990 годах был солистом Красноярского театра оперы и балета, затем выступал на ведущих оперных и концертных площадках мира. «Домашними театрами» певца считаются «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк, и «Ковент-Гарден», Лондон. Его имя присвоено Красноярскому государственному театру оперы и балета, Сибирскому государственному институту искусств, Прокопьевскому областному колледжу искусств. В честь певца названы астероид, аэропорт, самолёт…