Знаменитый джазмен, руководитель Московского джазового оркестра Игорь Бутман стал художественным руководителем возрождённого в Красноярском крае фестиваля «Джаз над Енисеем». Музыкант патронирует более десятка российских джазовых фестивалей. Но в своём главном откровении Бутман признался: «Когда я слушаю джаз – нервничаю, когда Deep Purple, особенно громко – успокаиваюсь. У меня всё наоборот».
Слушаю и нервничаю
Елена Бухтоярова, АиФ-Красноярск: В юности вы увлекались роком. И любовь к нему, я понимаю, не остыла. Как любовь к Deep Purple, хард-року сочетается в вашем сердце с любовью к джазу?
Игорь Бутман: В Deep Purple уже были намёки на джаз, которые мне нравились. В импровизациях, например, органиста Джона Лорда. Он прямо цитирует Дюка Эллингтона с Jam Blues. Потом, это очень мощная группа со своим драйвом, напором, которые есть и в джазовых ансамблях. Похожий драйв. И, конечно, меня привлекает энергетика. У меня всё наоборот. Слушаю джаз – нервничаю, Deep Purple, особенно громко – успокаиваюсь (Смеётся).
– Есть выражение: «Джаз выжил, потому что у него нет ни начала, ни конца». История с фестивалем – это тот случай?
– Мы с оркестром впервые на фестивале «Джаз над Енисеем» выступили в 1997 году. Это был один из лучших фестивалей, в которых я участвовал. Сам город, зрители, атмосфера! И всегда это было весело, интересно. Фестиваль открывал новые таланты. Здесь происходили встречи старых друзей, приобретались новые. Поклонники джаза давно спрашивали: «И где тот знаменитый фестиваль «Джаз над Енисеем», который славился по всей России?» Так и созрело решение.
– На столетии джаза, которое отмечали здесь же, в Красноярске, в вашей компании присутствовала Лариса Долина, что было оправданно. Она признанная джаз-дива. Фестиваль «Джаз над Енисеем» открыл бывший красноярец Леван Горозия, известный как рэпер L’ONE. На финальном концерте отметился поп-певец Дмитрий Маликов. Сегодня джаз настолько раздвинул рамки?
– На самом деле, я какое-то время не был сторонником приглашать на джазовые фестивали людей смежных жанров. Но в последние годы понимаю, что время идёт вперёд, и есть музыканты – тот же Леван, тот же Дима Маликов, та же Полина Гагарина, с которой мы когда-то, много лет назад играли джаз. У нас вдруг появился друг к другу интерес. Может, джазовая музыка стала более востребована и более высокого качества.
Поэтому у наших коллег нет опасения выходить на джазовые фестивали. И у нас нет опасения, что могут увести нашего зрителя. Наоборот, в тех программах, которые мы подготовили, играют блестящие музыканты. И звучит это очень современно, свежо. С другой стороны, та молодёжь, которую мы привлекаем на фестивали, крутилась в этой музыке, как я когда-то в Deep Purple. Получилось органичное сочетание поп-музыки, джаза и классики.
– Да, сейчас достаточно популярным у музыкантов стало делать коллаборации, совместные выступления.
– Вот и мы с Юрием Абрамовичем Башметом делаем. И не только мы. Наш пианист и джазовый импровизатор Олег Аккуратов выступил с симфоническим оркестром Красноярской филармонии. Стили смешиваются, и результат очень хороший. Мы смотрим на результат. Это даёт нам новых зрителей, новые отношения. Люди смотрят: о, Леван играет на джазовом фестивале джаз. Людям интересно. И у них расширяется кругозор, и у нас.
Сибирский вкус
– В 1929 году была создана первая в Сибири джазовая группа. Осенью именно в Сибири вы концертом отпраздновали столетие джаза. Чувствуете ли особое настроение здесь, на этой земле?
– Мы чувствуем глубину музыкантов. И ощущение, и чувство времени у них значительные. В Красноярске был пианист Яков Айзенберг, один из основателей этого фестиваля. Он больше играл авангардную музыку. Новосибирцы, начиная с Сергея Беличенко, Игоря Уварова, Владимира Толкачёва, имели большую связь с Красноярском, часто приезжали сюда. В Сибири фундаментальные ребята, все подготовлены. И много здесь было авангардной музыки. Она здесь и зарождалась. Современная, с кажущейся хаотичностью, но очень интересная и передовая.
– Американский композитор и пианист Джордж Гершвин в своё время сравнил жизнь и джаз. В обоих случаях, признал он, лучше всего, когда ты импровизируешь... Но вам как руководителю наверняка важна и управляемость процессом. Направление концерта предсказуемо или хаотично?
– Всё предсказуемо. У нас есть прописанные эпизоды. Есть партитура, где каждый инструмент имеет свою партию. Как и в классической музыке. А вот соло в нашей партитуре отданы на откуп солистам. В оркестре музыканты не всегда знают, кто будет солировать, но все готовы. Если кто-то не в форме, его придерживаешь. Кто-то наоборот в ударе – выставляешь. При этом форма и понимание, что за какой вещью пойдёт, у нас есть.
С джазом не отдохнёшь
– Фестиваль подарил людям несколько дней приятного отдыха. А для вас джаз – работа или отдых?
– Всё что угодно, только не отдых! Удовольствие от работы, от творческого процесса с музыкантами, с самим собой – это да! В джазе постоянно борешься, всё время ищешь. Вроде доволен собой, но не на сто процентов. А эти пять процентов недовольства перечёркивают девяносто пять. Поэтому ты всё время в процессе – смотришь, где добавить, где не додержал, где сыграл не туда. А здесь надо было сыграть, а ты замолчал. Это процесс, который не заканчивается никогда. Поэтому джаз не может быть отдыхом – ты должен приложить усилия, чтобы надеть саксофон, а потом в него дуть.
– Тогда как же обстоят дела с отдыхом? Не так давно приезжавший в Сибирь любитель джаза и ваш друг Юрий Башмет сказал, что отдыхать не любит. А вы?
– Отдыхать очень люблю. Но для того чтобы жить в мире с самим собой, приходится работать. С джазом не отдохнёшь. А так люблю ездить на море, на экскурсии.
– В этом году президент Владимир Путин вручил вам орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Билл Клинтон, услышав вас несколько лет назад, назвал вас лучшим. В начале творческого пути вы думали о таких высоких оценках?
– Конечно, хотелось стоять на сцене и играть для огромного количества людей. Мне это всегда нравилось. Нравилось смотреть на музыкантов, как им аплодируют, как они доставляют людям удовольствие и сами его получают. Но чтобы добиться этого удовольствия, нужно много трудиться – музыкально, творчески и даже физически, занимаясь, изучая…