Когда звонит колокол? Раз в год звонарём может побыть каждый

Если колокольный звон приносит радость, то он помогает. © / Татьяна Бахтигозина / АиФ

Сейчас почти при каждом храме есть свой звонарь. А ещё несколько лет назад на молитву прихожан зазывали аудиозаписью колокольного звона. Теперь научиться звонить в колокола может практически любой желающий. Звонарь Никольского храмового комплекса Андрей Попов рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск» обязательно ли звонарю быть христианином? Нужно ли ему иметь музыкальный слух? По каким поводам звучит колокольный звон? 

   
   

Подчерк звонаря


Татьяна Бахтигозина:Андрей Николаевич, расскажите, как вы стали звонарём?

Фото: АиФ

Андрей Попов: Я много лет проработал водителем, возил разных начальников. Потом был рабочим по зданию в отделении Пенсионного фонда. В церковь сначала просто ходил – ставил свечки. Как-то побывал на акафисте – церковном пении. Мне очень понравилось, стал ходить слушать. Потом узнал, что в нашем храме один прихожанин учится на звонаря. И тоже захотелось. Попросил благословения у настоятеля, отца Иоанна. Так попал в школу звонарей.

– Первый раз о такой школе слышу...

– Красноярские епархиальные курсы звонарей открылись в 2013 году при Свято-Никольском храме. Вот там я и проходил обучение несколько лет назад. Тогда нужно было год учиться, теперь уже два – службу церковную начали подробно изучать. У меня у самого уже пять учеников. Среди них есть девушка и шестилетний мальчик (его бабушка водит).

– И что, вот так каждый может быть звонарём? Или только православные?

– Наверное, не каждый. Если ты не православный, какой смысл идти в звонари? Ведь колокольный звон прежде всего сопровождает церковную службу. Да и делать его нужно с молитвой. Есть даже специальная – для звонарей, которую мы читаем перед началом колокольного звона. Также, прежде чем идти учиться нашему делу, нужно получить благословение настоятеля храма. Но вообще, мы ждём всех желающих на входе в храмовый комплекс, как раз на здании звонницы у нас даже объявление об этом есть.

   
   

– Все, кто обучился, потом действительно становятся звонарями при храмах?

– Нет, конечно. Многие понимают, что постоянно находиться при храме не получится. За это ведь зарплату не платят. Кто-то приходит только по определённым дням. Но, кстати, среди звонарей есть и женщины. Знаю, что в одном красноярском храме долго звонарём была прихожанка, которой уже было за 70 лет. А надо учитывать, что не на каждую звонницу легко подняться: лестницы зачастую очень крутые...

– Наверное, среди тех, кто хочет стать звонарём, много музыкантов?

– Есть музыканты. И многие из них при помощи колоколов хотят исполнять рапсодии. Но это сложно сделать, да и не нужно, я считаю. Важнее понимать, что несёт звон. Ведь для каждой службы есть свои каноны. Например, когда читают молитву в честь апостола, звон должен быть торжественным, праздничным, здесь мы задействуем самый главный большой колокол. А если читается молитва мученику, тут уже тональность другая, грустная, если можно так сказать. 

Вообще, это католические колокола отливаются по нотам, звукам. У нас другой принцип – по тонам. Поэтому звонарю важнее иметь не музыкальный слух, а чувство ритма. У меня специального музыкального образования нет, в детстве играл в ансамбле, был барабанщиком. Думаю, это в какой-то мере мне помогает. Конечно, помимо канонов есть собственный почерк и у каждой звонницы, и у того, кто бьёт в колокола.

Кстати, первым звонарём в Красноярске был известный музыкант, барабанщик Юрий Жемчугов. Он служил в Благовещенском женском монастыре.

Подняться на звонницу

– Но ведь есть дни, когда на звонницу может подняться любой желающий...

– Да, это Пасхальная неделя. Обычно в эти дни к нам на звонницу выстраивается очередь. Приходят и старики, и дети. Мы пускаем сразу по пять-шесть человек. Но в этом году из-за коронавируса пришлось всё сделать по-другому. Желающие могли позвонить в колокола только в один из дней – в Святое Воскресенье. И пускали мы на звонницу строго по одному.

У Каждой звонницы и звонаря свой подчерк. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

– Звоннице при храмовом Никольском комплексе уже третий год. На мой взгляд, она, как и сам комплекс, украсила правобережный сквер у Торгового центра. Но ведь рядом жилые дома. Не было ли жалоб от местных жителей на громкий звон?

– Удивительно, но нет. Один раз только попросили из детского сада не звонить с 13.00 до 15.00 – в это время тихий час. Мы, конечно, прислушались.

А ещё был такой случай. Вечерняя служба у нас в 16.00. Как и положено, за несколько минут до неё мы начинаем звон, оповещаем прихожан. Однажды ученик это сделал чуть раньше, в 15.30. И многие прихожане поторопились в церковь именно в это время.

– Ваша звонница не похожа ни на одну в Красноярске. Обычно колокольни венчают здание храма, а ваша – отдельно. 

- Да, наша звонница – надвратная. То есть она находится над главным входом в храмовый комплекс. Таких в городе больше нет. А вообще, есть несколько типов звонниц. Например, самая древняя – столб-колокольня, это когда колокол располагался между двух столбов, такие сейчас редкость. Или столпообразная, имеющая несколько этажей звонниц. Но у нас в городе действительно кроме нашей все звонницы расположены над храмами.

Стать чище

– Помимо церковных служб и канонов колокольный звон может быть по каким-то иным, скажем так, мирским поводам?

– Так, скорее, было раньше. Например, набатный звон. Он оповещал жителей о каком-то происшествии, например, о пожаре. А метельный звон помогал путникам ориентироваться во время снежной бури: колокола могли звонить круглосуточно, пока не успокоится ветер.

Теперь основные колокольные звоны – перед утренней и вечерней службами, на религиозные праздники, крестные ходы.

Кстати, в нашей звоннице 12 колоколов. Каждый имеет своё значение. И при разных службах могут быть задействованы не все. Например, самый большой колокол (его вес 1100 кг) называется Праздничный. Из названия понятно, что в будни в него не звонят.

У каждого предмета звонницы есть своя символика. Так, наружная часть большого колокола – это Бог-отец, верхняя его часть – Бог-сын, звук – Дух Святой, балки, на которые крепятся колокола, – Крест Христа, верёвки – знание Святого писания. 

Звонница в Никольском храмовом комплексе - надвратная. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

– В народе есть поверье, что колокольный звон очищает энергетику, изгоняет злых духов и даже вирусы с микробами уничтожает...

– Я считаю, что если колокольный звон тебе нравится, он в радость, то и помогать будет. У меня, после того как стал звонарём, понимание жизни изменилось. Теперь не по хотелкам живу, а по Евангелию. Отношения с женой намного лучше стали. Она у меня, как я называю, домашняя верующая, в церковь ходит только по большим праздникам. Сначала было непонимание, конечно. Я ведь сейчас при храме ещё и занимаю должность помощника настоятеля по жизнеобеспечению. Зарплата есть, но она, конечно, намного меньше, чем на прошлом месте работы была. И вроде жена должна возмущаться. А она больше меня ждала, когда я благословение на ношение подрясника получу (нижнее облачение православного духовенства – длинная, до пят, одежда с длинными в отличие от рясы рукавами. – Прим. автора). В прошлой жизни я и не думал, что так бывает.

Досье
Андрей Попов. Родился в 1965 году в Каратузском районе. Среднее образование. Водитель 1-го класса. Помощник настоятеля по жизнеобеспечению Никольского храмового комплекса, звонарь. Женат.