История татуировок неразрывно связана с культурой, религией и даже экономическим положением людей, которые наносят их на своё тело. В Индии тату были одной из отличительных черт каст, африканцы наносили себе кресты для обозначения своей приверженности христианству, а в России и США «наколки» получили широкое распространение среди военных, музыкантов и представителей криминала.
У каждого свой взгляд на тату, пирсинг или другие косметические изменения. Одни не видят в этом ничего плохо и в целом относятся нейтрально, другие же считают, что это неестественно и неприемлемо.
Священник Благовещенского женского монастыря Красноярска Родион Петриков рассказал корреспонденту krsk.aif.ru позицию Русской православной церкви по поводу татуировок.
«Сосуд божий — не место для тату»
Как рассказал отец Родион, о татуировках и пирсинге в Ветхозаветной книге Левит написано следующее: «не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19:28). По данному отрывку можно понять, что христианам делать тату нельзя.
«Дело в том, что до Рождества Христова язычники, не знающие истинного Бога, делали себе татуировки для вхождения в транс или в знак умерших. А люди, служащие Богу Израиля, не должны были им уподобляться, и, наоборот, хранить себя в чистоте, поскольку призваны к чистоте и святости», — сказал отец Родион.
В Новом Завете, уже после Рождества Христова, появился другой взгляд на человеческое тело. Теперь оно рассматривается как Храм Святого Духа, в котором прибывает Иисус Христос. Поэтому тело необходимо держать в духовной чистоте.
«Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы». (1 Кор. 3: 16,17)», — процитировал отец Родион апостола Павла.
Купола на спине и Сталин на груди
Среди верующих людей и представителей криминального мира распространены татуировки в виде религиозных символов — крестов, икон, надписей «Спаси и сохрани», куполов на спине. Православная церковь к этому относится негативно, но и не считает, что это может оскорбить чувства верующих.
«Такие татуировки не являются публичными, с другой стороны не наносятся на тело в кощунственном значении. Но совершенно точно, мы не поддерживаем тату с церковной символикой. Главное свидетельство христианства — это жизнь по заповедям Иисуса Христа», — сказал отец Родион.
Аналогичная позиция у РПЦ и по татуировкам с изображением знаменитых людей, например, Cталина, Маяковского или Цоя, которые были весьма популярными во времена СССР и ранние постсоветские годы, говорит отец Родион:
«Это люди конкретной эпохи. Наносить их лица на тело, значит, выказывать им свое почитание, причем, больше, чем этого достоин любой смертный человек. Вне зависимости от заслуг».
Интересный факт, что у христиан-африканцев ранее были широко распространены татуировки-кресты, которые наносили на руки и даже на лица. Сейчас же, несмотря на процессы глобализации, такие татуировки по-прежнему встречаются у жителей Африки.
«Это так. Тут дело в том, что христиане в этих странах с детства выбивают у себя на руках татуировки с крестом в знак неоспоримого свидетельства о том, что они — христиане. Это установлено в их традициях для того, чтобы даже в гонениях не отступать от Истины», — отмечает отец Родион.
Что делать с татуировками?
Отец Родион просит православных по возможности удалить татуировки и ни в коем случае не делать их, если вы истинно верующий человек:
«Если вы верующий человек, крещенный по всем правилам, то надо остановиться. Не стоит «украшать» себя. Если вы можете удалить татуировки, ваше и здоровье позволяют, то было бы хорошо избавиться от этих наколок. Если нет, то не выставляйте их напоказ».