Время для свободного чтения
Krsk.aif.ru- Марина, как оторвать современного ребёнка от компьютера и заставить полюбить книгу, причём ненасильственно?
Марина Аромштам - Могу рассказать, как я действовала в разных случаях. Как человек, убеждённый, что чтение - это элитарное занятие (равно как посещение художественных галерей или прослушивание классической музыки), и как педагог, желающий видеть учеников, безусловно, приобщёнными к нему, я завела традицию: перед началом учебного дня беседовать с ними, о чём они только что или недавно прочли. Первый урок так и назывался - «Время для свободного чтения». Детям можно было заходить в класс за 20 минут до начала, но они не могли заниматься в классе ничем другим, кроме как читать. Потом у нас был обмен информацией. Они рассказывали, почему выбрали именно эту книгу, пересказывали значимый эпизод. И я приходила с книгой, тоже делилась с ними.
Krsk.aif.ru - А своим детям вы как прививали привычку к чтению?
М.А.:- Я и не прививала, а просто читала. Причём иногда это был чистой воды паразитизм - было не понять, кому я читаю, им или себе. К тому времени, когда у меня появились дети, было много новой литературы. Я её жизнерадостно читала вместе с детьми. Помню, как мы были счастливы, когда появилась «Бесконечная книга» Михаэля Энде. Я не могла дождаться, когда кончатся уроки и мы с сыном прибежим домой, чтобы я прочла ему главу. Нам обоим это очень нравилось. Поначалу самым главным стимулом приобщения к книжке является то, что он делает это с мамой. Это самое главное, что может быть для маленького ребёнка.
Krsk.aif.ru - А во сколько лет ребёнку надо уже начинать читать?
М.А.:- Нижней границы нет. Подходящее время - когда он начинает понимать, что у каждого предмета есть назначение: ложку надо поднести ко рту, шапку надеть на голову. Он уже осознаёт, что книга - особенный предмет, который открывают и перелистывают в нем странички. И там картинки. А первые книжки, как правило, мы не читаем, мы над ними камлаем. Говорим: «Машенька, ты посмотри, что здесь нарисовано. Какой мальчик! Смотри, какая киска! А как киска делает? «Мяу-Мяу!»» Маленьким детям очень нравится, как мамы импровизируют. В этот момент что видишь, то и пой.
Опасная привычка
Krsk.aif.ru - С каких книг лучше начинать?
М.А.:- Совершенно неважно. Пусть мама выбирает для себя, над чем ей лучше камлать. Понятно, что мы стараемся покупать толстый картон, чтобы ребёнок видел действие - открывается обложка, переворачиваются страницы. Малышу это чрезвычайно нравится! А когда дети начинают говорить предложениями, тогда для них становится важно, что им читают.
Krsk.aif.ru - А если дети уже умеют читать самостоятельно, имеет смысл устраивать семейные чтения?
М.А.:- Я настаиваю: если ваш ребёнок научился читать, не бросайте читать ему вслух. Это как с умением ходить. Если он делает первые шаги, вы не лишаете его возможности побыть у вас на руках, не перестаёте пользоваться коляской. То, чему ребёнок научился в 5 лет в плане чтения - совсем не то, что делаете вы вместе. Вы же не будете ему читать «Вот мяч, Маша, на…». Вы ему уже начали читать в 5 лет сказочные повести, Астрид Линдгрен, толстые книжки со сложным сюжетом, с чередой событий, сложными переживаниями. А во фразе «Вот мяч, Маша, на…» - никаких сложных переживаний. Если вы бросаете читать вместе с ребёнком в это время, то откидываете его до уровня осмысления полуторагодовалого возраста.
Krsk.aif.ru - Сейчас, к сожалению, многим молодым родителям гораздо проще усадить ребёнка за просмотр мультфильма, чем прочесть ему книгу. Чем опасна такая привычка?
М.А.:- Чтение - это сложное интеллектуальное усилие. Но поначалу оно является незаметным, так как осуществляется с помощью мамы. Если же вы считаете, что вам его нужно «нейтрализовать», усадив за компьютер смотреть мультфильм, тогда важно, чтобы одно другое не перевешивало. Иначе будете иметь дело с тем, что сами в ребёнка и заложили. Нет привычки к чтению с раннего детства - дальше можете топать ногами сколько угодно.
Я прочитала у психолога Вячеслава Иванова о печальном опыте, когда ребёнок находился при постоянно включённом телевизоре и взрослые с ним совсем не говорили. Визуальное мелькание, картинки обладают мощной силой, приковывают внимание. При этом ничего не дают для развития речи. А техническая речь, голос из телевизора, из компьютера или даже из аудиокниг до определённого момента ребёнком не считывается. Им нужна речь человека, личностно обращённая к нему. Ведь когда мы читаем ребёнку, то транслируем им высокий уровень организации речи. Книжная, художественная речь организована с помощью грамматических структур. В разговоре они редуцированы, компенсируются мимикой, жестами.
Смотрите также:
- Учитель года из Красноярска играет в карты с учениками на чтение литературы →
- Рустам Карапетьян: Пока в мире есть жестокость - она будет в книгах →
- Кино в моей голове. Ни один фильм не заменит книгу →