Татарские тюбетейки, русские косынки, немецкие шляпы, арабские арафатки… Головные уборы делают яркими и уникальными национальные костюмы и, конечно, своих хозяев. С их помощью можно узнать не только, из какой страны человек, но и из какого он города, села, сколько ему лет и кто его предки.
Какие шляпы носят в Африке, зачем в Киргизии шьют трёхметровые колпаки и как на евреях держатся кипы, «АиФ-Красноярск» рассказал коллекционер головных уборов, заместитель начальника отдела Дома дружбы народов Красноярского края Альфир Фахразиев.
Подарок от Муллы
У Альфира Фахразиева появилась страсть к национальным головным уборам ещё в 90-е годы. «Тогда только появились секонд-хенды, - рассказывает коллекционер. - Я зашёл в магазин посмотреть, что же там интересного продают, и увидел фиолетовую тюбетейку. Стоила она, как сейчас помню, 50 рублей. Привлекла яркостью. Блестела, вся была расшита украшениями. Не знаю, откуда она. Сейчас, конечно, выцвела, но я до сих пор её храню как раритет».
После этого собирателю шапок начали дарить головные уборы представители разных конфессий, стали привозить их из заграничных поездок друзья. Сейчас в коллекции более 50 экспонатов. Каждый из них по-своему уникален: по форме, цвету, вышивке - и может рассказать многое о народе, которому принадлежит.
«Один из самых значимых экспонатов - бархатный пяс тёмно-зелёного цвета. Его мне подарил муфтий Красноярского края Гаяз-Хазрат Фаткуллин. Ему в свою очередь привезли его из Чечни. Этот убор носят в Чеченской Республике и Ингушетии. Причём в деревнях и аулах он разный. Надевают его во время намаза, но многие просто ходят в нём по улицам».
Защита от шайтана
Головных уборов из Средней Азии много. И обыватель наверняка назвал бы их все тюбетейками. Но это ошибка. В каждой стране эта миниатюрная шапочка называется по-своему и имеет свой орнамент. «Классические» тюбетейки носят татары и башкиры.
«Так как я татарин, мой самый любимый головной убор - каляпуш. Это татарская тюбетейка, которая значительно отличается от других. Во-первых, она жёсткая. Во-вторых, вышивают на ней узоры и завитки, напоминающие бесконечность, как символ долголетия, тюльпаны - символ весны и жизни, парные завитки - рога баранов и многие другие рисунки. Ещё когда-то в сшитые каналы вставлялся скрученный конский волос».
Когда тюбетейки появились, никто точно не знает. Предполагают, что изначально их надевали воины под шлем. В переводе слово означает «крышечка». Сам по себе такой головной убор от холода и ветра особо не защитит. Поэтому, скорее, людям нужно просто с их помощью обозначиться: кто я есть. Такая же ситуация и с еврейскими кипами, которые меньше ладошки. Их вообще невидимками прицепляют.
В горном Таджикистане любят яркие тюбетейки. А в Узбекистане головные уборы - дупи - складываются. Их можно спрятать в карман. Вышивают узбеки на головных уборах стручковые перцы, считая, что они символизируют благополучие. Некоторые, расшитые серебряными и золотыми нитями, можно считать произведениями искусства, и стоят они целое состояние. В Афганистане и Пакистане на тюбетейки, которые называются кангахари, часто пришивают маленькие зеркала или отражающие блестящие украшения. Эти атрибуты защищают от «шайтанов».
«Китайская» Бавария
Каждую шапочку коллекционер с осторожностью берёт в руки, очищает от пыли, аккуратно складывает в коробочки. Хранит даже те, которые оказались подделками.
«Эту баварскую шляпу мне привезли из Германии, - показывает на зелёную шляпу с узкими полями и длинным пером. - Был рад, ведь мало европейских экземпляров. Но когда рассмотрел её изнутри, заметил надпись: «Сделано в Китае». Неприятно, но что поделать, не выкидывать же».
Но зато Альфир Фахразиев может похвастаться уникальным экземпляром из Южной Африканской Республики. «Подарила знакомая, которая ездила на запад Африки. Шляпа называется теннгаде. Носят такие в сельской местности. Сделаны они из кожаных нашивок, по которым можно определить, откуда человек и сколько у него скота. Кисточки означают многолетние деревья - карагач. Жители хотят жить очень долго, как и эти деревья.
Ещё одна шляпа из жарких стран - вьетнамская, из соломы. Такие шляпы делают все одного размера и объёма, чтобы в них поместилось 10 литров риса. Ведь в них работают на рисовых полях.
Если у некоторых народов шапки яркие и пёстрые, то другие предпочитают только сдержанные тона. К примеру, грузинские сванки трёх цветов. Белые - для праздников, чёрные - для тяжёлых дней, серые - носить по будням».
Связь с космосом
Наверное, единственный головной убор, который имеет свой собственный праздник, - это ак-колпак, который носят в Кыргызстане, а также, немного видоизменённый, - в Казахстане. С 2011 года 5 марта в Бишкеке проходят национальные гуляния. В честь праздника из настоящего войлока делают трёхметровый белый колпак. Кстати, по цвету вставок и вышивок узнают возраст человека. Колпак с чёрными полосками носят только самые старшие и уважаемые товарищи.
В коллекции Альфира две монгольские шапочки - малгаи. Как и юрты, они сделаны на четыре стороны света. Сверху узел, обозначающий связь с космосом.
«В этих шапках бойцы приходят на поединки. Перед боем секунданты снимают малгаи, и начинается борьба. Тот, кто побеждает, надевает шапку и исполняет танец орла. А побеждённый уходит с поля без головного убора. Это считается позором».
Кстати, сибиряки переняли у монголов эти шапки. По крайней мере, название - точно. Русские носили малахаи, которые закрывали, кроме головы, ещё шею и спину. Но отличие наших шапок от иностранных в том, что у нас больше меха и «ушей». Да-да, их не два, а три!»
Головной убор может быть не только шапкой, но и обычным платком. В коллекции красноярца есть уникальный красно-белый платок, который мужчины носят в Египте и Иордании. Он называется арафаткой благодаря палестинскому лидеру Ясиру Арафату. В Ираке носят такой белый, в Ливане - чёрно-белый. Способов завязать арафатку очень много, но главное её предназначение - спасать лицо от песка в пустыне.
Не подумайте, что Альфир меняет шапки, как перчатки! Он собирает головные уборы исключительно для коллекции, которую можно увидеть в Красноярске в Доме дружбы народов. Экскурсии проходят бесплатно.