Сибирский треугольник. Что объединяет Астафьева, Шукшина и Распутина?

Три великих сибирских писателя родом из деревень. © / Марина Панфилова / АиФ на Енисее

К 100-летию Виктора Астафьева на родине писателя прошел первый межрегиональный фестиваль «Сибирский литературный треугольник». Он объединил три территории на литературной карте России: Овсянку, Сростки, Иркутск. Связывают их имена русских писателей, ещё при жизни названных великими: Виктора Астафьева, Василия Шукшина и Валентина Распутина. А участниками фестиваля стали писатели и поэты из Иркутска, Алтая и Красноярского края.

   
   

Овсянка, Сростки, Иркутск

Почему в названии фестиваля «Сибирский литературный треугольник» фигурирует именно треугольник, а не квадрат, параллелограмм или ромб? Если мысленно соединить на карте России три места, где появились на свет великие сибирские писатели: Овсянка – Виктор Астафьев, Сростки – Василий Шукшин, Усть-Уда Иркутской области – Валентин Распутин, – то как раз треугольник и получится.

Идея фестиваля родилась с лёгкой руки директора Красноярского краевого краеведческого музея Валентины Ярошевской. Краеведческий музей запустил межрегиональный проект «Сибирский литературный треугольник» в 2022 году как литературно-музейный маршрут по трём сибирским регионам: Алтайскому, Красноярскому краяям, Иркутской области. Главная мысль – знакомство с малой родиной писателей, местами силы и творчества, центрами духовного притяжения – и при жизни, и после их смерти.

Организаторами первого «Сибирского литературного треугольника» выступили краеведческий музей и красноярский Дом искусств, пригласив поэтов и писателей из Красноярского края (Красноярск, Железногорск, Зеленогорск), Иркутска, Алтайского края и Новосибирска.

«Шукшин, Астафьев, Распутин – три литературных феномена Сибири, которые смогли показать Россию второй половины XX века без прикрас. Они писали на не самые популярные темы – традиции сибирской вольницы, ужасы войны, упадок русских деревень. Их жизнь и творчество стали лучшим зеркалом страны в то время. В проекте «Сибирский литературный треугольник» мы делаем попытку понять сибирскую идентичность, разобраться в образе сибиряка, созданном в произведениях писателей», – поясняет Валентина Ярошевская.

Фестиваль стартовал в Овсянке, на малой родине Виктора Астафьева. Фото: АиФ на Енисее/ Марина Панфилова

Вспоминая Астафьева

Фестиваль стартовал в Овсянке, на малой родине Виктора Астафьева. Первым делом поэты и писатели посетили Мемориальный комплекс В. П. Астафьева, а знакомство с его творчеством начали с экскурсии по недавно открытому в Овсянке Национальному Астафьев-центру. В понедельник центр закрыт для посещения, но для участников фестиваля сделали исключение. А в обычные дни сюда продолжается паломничество красноярцев и гостей города и края, ежедневно проводится до 16 экскурсий – такой интерес к жизни и творчеству писателя и новой достопримечательности края!

Побывали поэты и писатели в доме Виктора Астафьева и на берегу Енисея, где Виктор Петрович любил сидеть на брёвнах. Туман над великой мощной рекой, дивные крутые скалы… Завораживающая красота.

   
   
Фото: АиФ на Енисее/ Марина Панфилова

Наведались в публичную Овсянскую библиотеку-музей, носящую имя Виктора Астафьева. Это величественное здание, похожее на дворец, появилось в Овсянке благодаря Астафьеву. До этого сельская библиотека ютилась в маленьком деревянном бревенчатом доме с печным отоплением. Автором проекта нового здания стал легендарный красноярский архитектор Арэг Демирханов. Когда началось его возведение, злые языки болтали, что это Астафьев строит себе дворец. И каково же было удивление земляков и гостей Овсянки, когда оказалось, что этот дворец – для царства книг! И как же поражались все гости Виктора Петровича, что сам он живёт в простом деревенском доме на улице Щетинкина, очень скромно.

«Почему вы решили построить для села именно библиотеку, а не кинотеатр или дворец культуры?» – спрашивали у Астафьева. А он отвечал просто: «Хочу, чтобы люди читали книги». Для него самого книги значили очень много. Он всю жизнь занимался самообразованием и стал писателем именно благодаря чтению.

Открытие фестиваля «Сибирский литературный треугольник» в Национальном центре Виктора Астафьева получилось красивым, торжественным и в то же время по-семейному тёплым и уютным, с живой музыкой.

«Сто лет назад здесь появился на свет маленький мальчик Витя… Нам радостно представить вам то, что сделано для памяти Виктора Астафьева. Национальный центр Астафьева сегодня не просто музейная экспозиция, а мощный научно-информационный центр с экспозиционной составляющей. Он рождался 20 лет. Весь коллектив музея работал над этой темой, собирал экспонаты и воспоминания тех, кто знал и любил Виктора Петровича. Мы рады, что у нас в гостях земляки Василия Макаровича Шукшина и Валентина Григорьевича Распутина!» – сказала, обращаясь к участникам фестиваля, Валентина Ярошевская.

«Я счастлив разделить радость долгожданного первого фестиваля «Сибирский литературный треугольник!» Более чем уверен, что фестиваль станет площадкой сохранения наследия наших выдающихся сибирских писателей в год 100-летия Виктора Астафьева», – подчеркнул министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов. 

Пища для ума и сердца

О чём пишут в современной России? Разговор о литературе наших дней начали московские писатели Евгений Попов и Михаил Гундарин. Они представили свою новую книгу «1968». Как отмечают авторы, 1968 год во многом был переломным для нашей страны: после событий в Чехословакии закончилась хрущёвская оттепель. Огромное значение год имел и для литературы. В книге – Александр Солженицын, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Василий Аксёнов, Александр Галич, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, братья Стругацкие, Василий Белов, Николай Рубцов и другие.

Настоящая литература не имеет ничего общего с потоком чтива, издающегося для зарабатывания денег, убеждён прозаик, драматург, заслуженный работник культуры РФ Евгений Попов. 

Пищу для ума и сердца подарила творческая встреча с известным российским писателем Михаилом Тарковским (Красноярск). Михаил Александрович – внук поэта Арсения Тарковского, племянник режиссёра Андрея Тарковского. Поэт, писатель, автор рассказов и повестей о сибирской жизни. Он рассказал о своих новых книгах: «42-й до востребования» и «Живая верста» («Хрестоматия Енисейской тайги»). Кстати, «42-й до востребования» – в финале Национальной литературной премии «Большая книга».

О своих книгах рассказал писатель Владимир Топилин (Минусинск). Владимир Степанович – уроженец маленького таёжного посёлка Чибижек Курагинского района Красноярского края. Несчастный случай ограничил мир его общения, но Владимир не сдался, а стал писать. Герои его многочисленных повестей и рассказов – простые жители деревни и люди тайги: золотопромышленники, охотники, путешественники, староверы. Достойный пример силы духа и мужества!

Почётный гость, министр культуры Алтайского края Елена Безрукова поделилась интереснейшим опытом реализации издательских и литературных проектов Алтайского края. В регионе создана эффективная система поддержки талантливых авторов и продвижения книг местных писателей.

Литературный марафон

Ярким событием второго дня фестиваля «Сибирский литературный треугольник» стал творческий марафон писателей и поэтов Сибири. Проходил литературный «забег» на площадке красноярского Литературного музея В. П. Астафьева. Почти три часа подряд поэты и писатели читали свои стихи и рассказы в режиме нон-стоп, а аудитория поддерживала их аплодисментами. Все выступления – неповторимые, разнообразные, словно палитра разноцветных красок. Вместе участники марафона нарисовали настоящую радугу стихов и прозы.

«Сибирский литературный треугольник», по общему мнению, для всех стал праздником общения, знакомств и творческих планов.

Кстати
Фестиваль продолжится в сентябре. В Красноярск приедут выставки из Всероссийского музея-заповедника В. М. Шукшина и Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьёва-Амурского. Красноярцы смогут увидеть эти экспозиции в Литературном музее имени В. П. Астафьева до конца 2024 года.