Сюда Ельцин приезжал. Как Астафьев построил в родном селе замок-библиотеку

Идея построить такое здание для библиотеки принадлежит писателю. © / Ольга Лобзина / АиФ

В Овсянке есть необычное для села величественное каменное здание, чем-то напоминающее замок. И это библиотека имени Виктора Петровича Астафьева. Она имеет статус музея.

   
   

Сегодня она по праву считается лучшей сельской библиотекой в России. Здесь, на родине Виктора Астафьева, земляки не просто хранят память о нём, но и щедро делятся его наследием с жителями Овсянки, Красноярска и всего Красноярского края. 

Затея для родного села

Когда-то на этом месте стояло старое здание библиотеки – деревенский бревенчатый дом с печным отоплением. Виктор Петрович впервые наведался сюда в августе 1981 года, после возвращения на малую родину. Он пришёл подарить свои книги библиотеке любимой Овсянки: только что вышло его первое четырёхтомное издание.

Именно Виктор Петрович загорелся идеей строительства нового здания библиотеки. Фантазию космических масштабов он сумел воплотить в жизнь, подключив к своей затее Валерия Сергиенко, который с 1988 по 1992 год был председателем исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов. Валерий Иванович вспоминал, как однажды они с Виктором Астафьевым на вертолёте совершили полёт над малыми сибирскими реками, по которым шёл сплав леса в Енисей. Виктор Петрович, вернувшись в родную деревню, очень переживал о судьбе реки Маны. У овсянцев возле Маны испокон веков были заимки, пашни, покосы. В своей знаковой книге «Последний поклон» он с болью писал, что места его детства изрыты бульдозерами, покорёжены тракторами, завалены тросами и брёвнами. Мана с высоты стала похожа на узкий коридор, забитый заторами из леса.

В августе 1989 года Астафьев пригласил Сергиенко в Овсянку, показал свой домик и привёл в библиотеку. В ней работали три человека, директором тогда была Анна Епиксимовна Козынцева. Тогда в библиотеке было не очень уютно, и Сергиенко пообещал помочь с разработкой проекта нового здания. 

Автором проекта стал легендарный красноярский архитектор Арэг Демирханов. В его творческой мастерской создавался проект библиотеки. Торжественное открытие нового здания состоялось 4 мая 1994 года, в год 70-летия писателя. 

Библиотека имеет статус музея. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Интересовался «толстяками»

В Овсянке сегодня живут чуть более 2 тыс. человек. И практически все они читатели библиотеки – от мала до велика. И книги Астафьева берут часто, особенно «Последний поклон», а самые взыскательные читатели отдают предпочтение роману «Прокляты и убиты».

   
   

«Очень редко в повседневной жизни библиотеки принимал участие человек, имя которого она носит, например Пушкин или Гоголь. А у нас такая особенность, что это живая память, живое присутствие. Виктор Петрович ходил по этим лестницам, – с гордостью говорит сотрудник музейного отдела библиотеки Оксана Конохова. – Виктор Петрович зимой жил в своей квартире в Академгородке, а летом – в Овсянке. Прогуливаясь по улице, непременно заходил в библиотеку, здоровался с нами, спрашивал о родных, об обстоятельствах жизни. Все были как одна семья – такие с ним сложились отношения: тесные, глубокие».

Старожилы помнят, что писатель часто наведывался в маленький читальный зал периодики. Приходил, садился в уголке, читал в первую очередь газеты и журналы – центральные и местные, и заканчивал «Советским спортом». Особым вниманием пользовались у него, конечно, «толстяки» – толстые литературные журналы. Именно в них отражалась в те годы литературная жизнь страны, и Виктор Петрович отслеживал этот процесс.

Приводил он в сельскую библиотеку и своих гостей. К нему отовсюду приезжали деятели культуры и искусства, спортсмены, музыканты, большие чиновники и простые люди. Иной раз супруге писателя Марии Семёновне приходилось давать гостям «от ворот поворот», когда Виктор Петрович был нездоров. Она его оберегала и даже на калитке вывешивала записку, написанную его рукой: «Я болен. Прошу не беспокоить».

В 1996 году Красноярск посетил первый президент России Борис Ельцин. Астафьев в город не поехал, и Борис Николаевич сам наведался в Овсянку. Встреча Астафьева с Ельциным проходила именно в сельской библиотеке. Благодаря Виктору Петровичу библиотека по распоряжению Ельцина получила средства на проведение всероссийской конференции «Литературные встречи в русской провинции». Ещё одним итогом той встречи стало 15-томное собрание сочинений Астафьева, изданное в Красноярске. Сегодня это один из экспонатов библиотеки-музея.

«Президенты страны дорожили мнением писателя, потому что Астафьев всегда оставался независимым в суждениях, самодостаточным человеком, мнение которого было весомо для людей», – говорит Оксана Конохова. 

Здесь бережно хранят все, что связано с Виктором Астафьевым. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Что написано пером

В мемориальном рабочем кабинете Виктора Астафьева на втором этаже библиотеки собраны раритетные издания книг писателя. Многие книги, журналы, сборники подарены библиотеке жителями села и края.

В этом кабинете хранится уникальный экспонат библиотеки-музея – 8-я и 9-я тетради «Затесей». Рукописи передал библиотеке лично Виктор Петрович. Он заботился о будущем библиотеки. Сетовал, что построили прекрасное здание, а денег на содержание нет. Приводил сюда чиновников от культуры, чтобы помогали. И в 2001 году, незадолго до своего ухода из жизни, написал завещание и передал в библиотеку часть своего личного архива. Это бесценный дар.

Стол в кабинете тоже мемориальный. Сделан он Алексеем Девяткиным – тем самым «глухонемым брательником», который был замечательным столяром-краснодеревщиком и помогал Виктору Петровичу строить дом, а потом выкрасил его в зелёный цвет. Обо всём этом Виктор Петрович пишет в «Последнем поклоне».

Замечательную повесть «Весёлый солдат» он также создал за этим письменным столом в Овсянке. И над романом «Прокляты и убиты» он работал здесь, в библиотеке.

Сам Виктор Петрович пишущей машинкой не владел, писал только от руки и авторучке предпочитал перо, потом ему подарили «Паркер». Его почерк могла разобрать только жена, Мария Семёновна Астафьева-Корякина. Она набирала на пишущей машинке его произведения, а уже потом их отдавали в работу машинистке. Соседка по Академгородку вспоминала, что часто слышала, как по ночам трещит пишущая машинка – Мария Семёновна работала. А утром как ни в чём не бывало вставала и занималась домашними делами. Супруга Астафьева была и редактором, и критиком, и машинисткой, вся техническая сторона писательского труда была на ней.

Живая память

Всё в библиотеке напоминает об Астафьеве – машинописные листы с правками, внесёнными его рукой, гостиная, где хранятся личные вещи Виктора Петровича. На витрине – очки и ручка из оленьего рога, та самая оранжевая пишущая машинка, на которой набирали его произведения.

Каждая деталь интерьера наполнена смыслом. В фойе гостей встречает портрет Виктора Астафьева, написанный красноярским художником Валерием Кудринским. Каминный зал с белым пианино украшает гобеленовое панно «Енисей», напоминая о воспетой писателем великой сибирской реке. И даже люстра сделана в виде остова знаменитой «Царь-рыбы».

Есть в библиотеке фото встречи Бориса Ельцина с писателем в Овсянке. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Возникает ощущение, что Виктор Петрович просто вышел прогуляться по улицам Овсянки и скоро вернётся в любимую библиотеку. Впрочем, он всегда остаётся здесь – в своих книгах, рукописях, а главное – в сердцах земляков, которые встречались и говорили с писателем, а теперь хранят память о нём.

«Библиотека села – это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонёк». Лучше, чем Виктор Астафьев, вряд ли скажешь. И пусть этот огонёк светит людям долгие-долгие годы!