Услышав Диму, скрипачка уронила смычок. Казус на репетиции «Пиковой дамы»

Мало, кто из певцов такого уровня может похвастаться статью, которая была у него © / Анатолий Белоногов / Красноярский театр оперы и балета

В центр Сибири на международный фестиваль, посвященный великому баритону Дмитрию Хворостовскому, прилетели звезды мировой оперной сцены. Среди них Стивен Костелло, Хуан Диего Флорес, Анжела Георгиу, Юлия Герцева, Анастасия Москвина и другие знаменитости. Корреспондент «АиФ-Красноярск» пообщался с одним из них - известным баритоном, народным артистом РСФСР Сергеем Лейферкусом.

   
   

 Человек жив, пока его помнят

Татьяна Фирсова, «АиФ-Красноярск»: Сергей Петрович, как вы оцениваете фестиваль, посвященный Дмитрию Хворостовскому, который пройдет на его родине в Красноярске?

Сергей Лейферкус: То, что фестиваль имени замечательного, великого певца Дмитрия Хворостовского проводится именно в Красноярске, я бы назвал эпохальным событием. Он направлен не только на то, чтобы собрать коллег нашего великого земляка и тех, кто с ним когда-то вместе работал. Поколение певцов меняется, к сожалению, их век довольно короткий, они заканчивают свою сольную карьеру и уходят. Но остаются в памяти поколений зрителей. И сохранить ее очень важно. Важно, чтобы пришедшие на концерт прониклись теми же чувствами, с которыми на сцену выходим мы – его коллеги, отдавая дань Дмитрию Хворостовскому. Конечно, без поддержки города и зрителей проведение ни одного фестиваля невозможно. Вдвойне ценно, что он проходит на родине певца. Потому что человек жив, пока о нем помнят.

- Как правило, фестивали проходят в Москве или Санкт-Петербурге, и вдруг столь масштабное музыкальное событие пройдет в сибирском городе, о котором, наверное, в мире практически и не слышали.

- Не соглашусь с вами, о Красноярске и о гостеприимстве сибиряков уже знают, к нему пришла настоящая известность и заговорили о вашем городе все больше и больше после Универсиады. Лично я о Красноярске впервые услышал от Димы, который он очень любил. Рассказал мне о своей родине, когда мы пели в спектакле «Пиковая дама» в Америке. Дмитрий исполнял арию Елецкого, я – Томского. Именно тогда он рассказал о своей юности, учебе, о своем педагоге и о том, как начал постигать азы вокала. С тех пор мы очень подружились и встречались время от времени, так как он жил в Лондоне, а я в 80 км в Оксфорде. Скажу, что у нас были очень теплые минуты общения. И когда я узнал, что он заболел, был потрясен. Многие наши коллеги просто в это сразу не поверили.

Русский певец звучал как комплимент

- От кого вы узнали о его болезни?

   
   

- Он сам объявил об этом. Представьте, каким нужно быть мужественным человеком, чтобы сказать во всеуслышание: «я болен». Это, безусловно, говорит о нем как о человеке с очень сильным характером. В десятку лучших певцов мира он вошел очень быстро и был, безусловно, русским певцом, но не потому что пел по-русски или в русской манере. Когда о нем говорили «русский певец», это воспринималось как комплимент. Он впечатлял всех своими внешними данными. Мало, кто из певцов такого уровня может похвастаться статью, которая была у него. Дима мог позволить себе длинные волосы, благородная седина которых производила неизгладимое впечатление на всех без исключения: и на зрителей, и на тех, с кем он общался. Кроме того, у Димы было уникальное для певца качество – он мог сказать прямо, что ему не нравилось и был всегда честен. В каких-то моментах был даже бесшабашен. Выходил на сцену после длительного ночного перелета через океан и выкладывался на 110 %. Только мы понимали, чего это ему стоило. Уверенность, которую он нес в себе восхищала. Его любили и продолжают любить и сегодня. Это и есть дань уважения великому русскому певцу.

Уронила смычок, засмотревшись на певца

- Почему вы приняли приглашение принять участие в фестивале?

Дело в том, что я всегда восхищался уникальной особенностью Дмитрия: в короткий срок добиваться поставленной перед собой цели. У него была потрясающая работоспособность. К примеру, он выбирал партию и уже через месяц исполнял ее на высочайшем уровне. Кроме того, у него было особое видение, что он должен делать и к чему стремиться. Не подумайте, что я говорю о прагматизме. Нет, это было видение конечной цели, такое дано немногим. Когда мы встретились с ним в первый раз в конце 80-х годов на репетиции «Пиковой дамы», я обратил внимание, что он почти не говорит по-английски. Уже через год владел им блестяще, потому что понимал, что без знания иностранного языка не сможет сделать карьеру. Ведь певец должен понимать, что ему говорит режиссер и дирижёр.

- А были какие-то казусы на репетициях, свидетелем которых вы стали?

- Конечно (смеется). Одна история хорошо запомнилась. Идет репетиция «Пиковой дамы». Дима на сцене поёт арию Елецкого «Я вас люблю, люблю безмерно»… И вдруг у какой-то скрипачки из оркестра Бостонского симфонического оркестра падает на пол смычок. Дирижер Сейджи Оза́ва останавливает репетицию и спрашивает, что случилось. Скрипачка говорит: «Простите, маэстро». Она просто засмотрелась на Дмитрия и была настолько очаровала его внешностью и статью, что уронила смычок. Я не раз видел, как выступает Дмитрий, он пел легко, словно играючи. Знаете, есть певцы, которые всем своим видом показывают, как это сложно и трудно, как они эти трудности преодолевают. У Димы в исполнении была необыкновенная легкость. И только его коллеги знали, каким трудом это достигается.

Смотрите также: