Увидеть и восхититься. Мировому кино 28 декабря исполняется 120 лет

Братья Люмьер. © / Commons.wikimedia.org

28 декабря 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинов братья Люмьеры представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьюта». Это первый фильм, который показан был зрителям за деньги. Поэтому этот день считают днем рождения кино.

   
   

Отечественные первопроходцы

Сегодня без кино просто нельзя представить себе современную культуру, а мировую кинематографию - без нашей отечественной. В 1907 году появился первый российский художественный фильм оператора Дранкова «Понизовая вольница», который рассказывал о Стеньке Разине. Грубо загримированные статисты изображали казаков, взмахивали веслами, а огромная лодка на деревянных шарнирах медленно, как на море раскачивалась.

Композитор М. Ипполитов-Иванов написал к картине музыку, и она на граммофоне звучала во время демонстрации. Заслуга Дранкова и в том, что он «обессмертил» Льва Толстого в 1908 году - за два года до смерти великого писателя. Причем сам Толстой собирался выступить киносценаристом в будущих фильмах. Но этого, к сожалению, не случилось. Однако его роман «Война и мир» вскоре был экранизирован.

Потом экранизируется «Дворянское гнездо» по Тургеневу, «Бесы» по Достоевскому… Лучшим же фильмом дореволюционного кино считается «Пиковая дама» режиссера Протазанова. А лучшим актером - Иван Мозжухин. После октябрьской революции 1917 года и гражданской войны 1918-1922 годов кинохроника поднялась на высокий уровень. Операторы документального кино Г. Гибер, П. Ермолов, А. Левицкий, А. и Г. Лемберги, П. Новицкий, Э. Тиссэ запечатлели бои и борьбу с разрухой, жестокость и романтику тех лет. А новаторами стали Лев Кулешов и Дзига Вертов, упорно искавшие специфические выразительные средства киноискусства, первыми превратившие документальный фильм в поэзию высокого звучания.

Найти своего героя

Двадцатые годы рождают в СССР великих классиков кино - С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко. Их «Броненосец Потемкин», «Мать» и «Земля» вошли в кинолетопись как «лучшие фильмы всех времен и народов». Этот период резкого подъема советского кинематографа определил своего героя – народные массы.

В тридцатые героем становится человек, незаурядная личность. Это люди из народа, ставшие хозяевами своих судеб. Братья Васильевы ставят «Чапаева», Г. Козинцев и Л. Трауберг - трилогию о рабочем пареньке Максиме, А. Зархи и И. Хейфиц «Члена правительства», Л. Луков «Большую жизнь», С. Герасимов - «Семерых смелых».

В 30-х годах советское кино показало себя всему миру как многонациональное искусство. На примере работ русских мастеров получила развитие деятельность кинематографистов почти всех союзных республик. Это была непревзойденная в мире структура кино.

В годы войны именно кино как самое массовое из всех искусств доходило до каждого советского человека, на примерах своих героев вело народ к Победе. Первый «Оскар» в СССР получил документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» режиссеров И. Копалина и Л. Варламова. А игровые фильмы «Секретарь райкома» И. Пырьева «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Радуга» М. Донского, «Два бойца» Л. Лукова, «Нашествие» А. Роома удивили мир силой мужества и воли героев, высоким патриотизмом авторов, их верой в победу.

   
   

В послевоенный период появляются «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» А. Столпера, фильмы-портреты «Мусоргский», «Композитор Глинка», «Академик Иван Павлов», «Мичурин», «Тарас Шевченко». Несмотря на малокартинье и бесконфликтность, и этот период оставил след в истории кино.

Связь времен

Славные пятидесятые годы. Они в моей памяти. Тогда кино в Туве было очень любимо. В Кызыле, кроме кинотеатров «30 лет ВЛКСМ» и «Летний», появляются «Восток» в 1956 году, «Каа-Хем» в 1959-м, «Енисей» в 1961 годах. Почти каждое крупное предприятие имело киноустановку. Билетов было не достать. Мы, мальчишки, бегали в клубы облпотребсоюза, пассажирского АТП, типографии, смотрели «Детей партизана», «Баши-Ачука», «Васька Трубачева и его товарищей», «Старика Хоттабыча», «Штепселя», который «женит Тарапуньку», «Весну на заречной улице», «Кочубея»…

Появляются новые киногерои. Если в тридцатые годы в центре внимания были широкогрудые богатыри, то в пятидесятые героями становились обыкновенные парни и девчата, точь-в-точь такие же, как и зрители, сидящие в зале. Образы, созданные Н. Рыбниковым, А. Баталовым, Г. Юматовым, Л. Харитоновым, В. Тихоновым - это целый пласт в копилке отечественного кино.

Причем в эти годы не прерывалась связь с кинокартинами прошлых лет. Мы знали ленты двадцатых и последующих годов. Они шли одновременно с фильмами новыми, сегодня в клубе показывают «Красных дьяволят» И. Перестиани, а завтра - «Тайну двух океанов» К. Пипинашвили.

Экранизации классики тех лет привлекли внимание зрителей всего мира. «Тихий Дон», «Идиот», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Дон Кихот», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир» потрясали умы и сердца людей разных поколений. А «Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая. Судьба человека» С. Бондарчука. «Калина красная» В. Шукшина? Андрей Тарковский, Лариса Шепитько, Кира Муратова, Динара Асанова, Глеб Панфилов, братья Михалковы внесли новое талантливое понимание нашей жизни.

Не лучшие времена

Но неожиданно на плодотворном прямом пути кинематографа возникли рытвины и ухабы. Началась его перестройка. Разрушилась система кинопроката. Российского кино не стало. Экраны заполонили американские низкопробные фильмы. Исчезло сотрудничество кинематографистов бывших союзных республик. Невостребованное отечественное кино, в свою очередь, ослабило требования к своим художникам. Теряются вкус, художественная мера, отчетливость мысли. Преобладают в работах молодых очернительство, необъективное отношение к прошлому.

Трудности встречаются у каждого поколения, неполадки, неудачи сопутствуют творческим людям. Но стряхнуть с себя пошлость, обывательщину, грязь и преодолеть расстройство по плечу российскому народу и его художникам, в том числе художникам кино. И настанет день, когда народ вновь поверит в свое кино, вернется в просмотровые залы, чтобы увидеть и восхититься добром, исходящим с экрана.

Анатолий Серен, киновед