Вышила себе счастье. Инвалидность для нее не стала приговором

Анастасия Омшина – единственная рукодельница в Красноярском крае, в совершенстве владеющая техникой гильоширования. © / Анастасия ОМШИНА / Из личного архива

Трогательно хрупкой девушке Насте выпала удивительная судьба. Детский церебральный паралич не стал для неё приговором, а наоборот заставил мобилизовать все силы и таланты, чтобы идти «через тернии к звёздам».

   
   

Молодая железногорская художница, педагог, искусствовед Анастасия Омшина – единственная рукодельница в Красноярском крае, в совершенстве владеющая техникой гильоширования – новым видом декоративно-прикладного искусства выжигания по шёлку. Этому искусству она обучила десятки учеников, провела несколько персональных выставок. Недаром Настя получила напутствие народного художника России Тойво Ряннеля.

Добрая фея

Жизнь Насти Омшиной напоминает сказку о Золушке. В роли злой мачехи в ней выступила судьба, а доброй феей для скромной трудолюбивой девушки стала её мама, Наталья Алексеевна. 

Анастасия ОМШИНА с мамой. Фото: Из личного архива/ Анастасия ОМШИНА

Сорок лет назад в семье Омшиных ждали двойню. На свет появились две девочки-близнецы: первой родилась Катя, а через пять минут – младшая сестрёнка Настя. Настенька оказалась инвалидом с детства. ДЦП заметили ещё в роддоме: правая ручка малышки оказалась малоподвижной. Недуг ребёнка, требующий реабилитации, – такое испытание не каждой семье под силу. Но Омшины выдержали. Папа, Сергей Михайлович, взвалил на свои сильные мужские плечи материальное обеспечение семьи. Наталья Алексеева, инженер по специальности, полностью посвятила себя воспитанию дочерей.

«Погружаться в переживания было некогда, – рассказывает Наталья Алексеевна. – Мы обеих дочек воспитывали одинаково, как здоровых. Насте надо было много ходить, и мы с ней «наматывали километры» дома, вокруг круглого стола. Старшая Катя всегда была рядом и помогала в детском саду и школе. С детства мы внушили Насте, что надо всего добиваться. Так сформировались черты характера – настойчивость, стремление преодолевать трудности и умение побеждать!»

Победа через преодоление

Мама стала первой учительницей дочерей по рукоделию. В восемь лет Настя впервые взяла в руки иголку с ниткой.

«Я начала с вышивки крестом, – рассказывает Настя. – Стежок за стежком, и вышила пионы! Мне понравилось, потому что я создавала красоту и видела свой результат. А заодно и руку тренировала».

   
   

Наталья Алексеевна записала Катю и Настю на кружок машинной вышивки в школе и ходила на занятия вместе с ними. Вышивать девочки учились на обычной ручной швейной машинке, где надо было крутить ручку: это помогало Насте разрабатывать правую руку. Преподаватель машинной вышивки Нина Шапошникова разглядела в Насте одарённость. Свою лепту в раскрытие таланта девочки внесла её учительница Марина Ковель. Центр занятости населения помог Анастасии освоить искусство батика.

Первая персональная выставка Анастасии Омшиной состоялась, когда ей было всего 15 лет. Ещё школьницей она провела три выставки, где были представлены картины в таких техниках, как вышивка крестом, акварель, живопись маслом, флородизайн, и в 1999 году была награждена городской молодёжной премией.

Инвалидность не помешала Анастасии заниматься тем, что нравится: девушка побеждала в соревнованиях по бегу и прыжкам в длину, с азартом занималась дартсом и плаванием. На краевых соревнованиях детей с ограниченными возможностями занимала первые места в лёгкой атлетике и плавании. В 1993 году в Новосибирске участвовала в составе краевой сборной в Паралимпиаде «Спорт. Искусство. Интеллект» и стала бронзовым призёром паравикторины.

«Победа – через преодоление, победа над собой делает сильнее!» – уверена Анастасия Омшина.

В Академию художеств – не слабо!

После окончания школы Анастасию как лауреата городской молодёжной премии направили учиться в Москву, в специализированный институт для инвалидов. Вместе с дочерью поехала и Наталья Алексеевна. Столица иногородних абитуриентов-инвалидов встретила неласково. Жить пришлось в спортзале, спать на матах. Общежитие находилось далеко от города. От учёбы в Москве отказались и решили: раз заехали так далеко от дома, поедем к родственникам в Санкт-Петербург. А там племянник Натальи Алексеевны на семейном совете взял «на слабо»: «А слабо поступить в Санкт-Петербурге? Да ещё и в неспециализированный вуз?»

Настя вызов приняла и поступила на заочное отделение в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина на факультет искусствоведения. Все шесть лет учёбы мама фактически училась вместе с Настей: ходила как вольный слушатель на все лекции.

Рядом с Ряннелем

Темой своей дипломной работы Анастасия выбрала жизнь и творчество Тойво Ряннеля – знаменитого сибирского художника с финскими корнями. Кстати, за это ей пришлось бороться: поначалу тему приняли в штыки, потому что Ряннель не учился в Академии художеств. И всё же студентке-сибирячке удалось добиться разрешения писать диплом именно о Ряннеле.  

Тойво Васильевич был частым и желанным гостем в Железногорске. На одной из его персональных выставок Омшины подошли к художнику и заговорили с ним.

«Я сказала Тойво Васильевичу, что пишу о нём дипломную работу, и он был рад этому. Пригласил нас с мамой в свою мастерскую в Красноярске, – вспоминает Анастасия. – Я привезла свои работы, он похвалил, поддержал, это было очень важно для меня. Показывал нам картины, рассказывал об их создании и даже читал свои стихи. Мне очень нравятся все его картины, особенно пейзажи, изображение сибирской природы. Жизнь у Ряннеля была тяжёлой, но он находил радость во всём. И я этому у него на­училась».

Будучи студенткой, Настя защитила дипломную работу о художнике Ряннеле и бывала у него дома. Фото: Из личного архива/ Анастасия ОМШИНА

Ещё одна счастливая встреча с художником состоялась в Москве, на вокзале. Настя ехала на сессию, а Ряннель – в Финляндию. Поговорили по душам, Тойво Васильевич пожелал Насте творческих успехов, чтобы всё у неё сложилось хорошо.

Одно из эпических полотен Ряннеля называется «Горные кедры». Хрупкая девушка Анастасия Омшина, словно мощные горные кедры, благодаря сибирскому характеру, упорству и воле к жизни сумела добиться цели. Защитила диплом на «отлично», а её статью о Ряннеле опуб­ликовали в сборнике «Скандинавские чтения – 2006». 

Стежок к стежку

Однажды в Санкт-Петербурге Настя зашла в магазин народных промыслов и залюбовалась красотой изделий в технике гильоширования – выжигания тончайшей иглой по шёлку. Страстно захотела научиться. Прошла обучение на двухгодичных курсах и стала единственным в Красноярском крае мастером, владеющим этой техникой.

«Гильоширование требует усидчивости, терпения, упорства. Одно неверное движение – и можно прожечь насквозь лёгкую, как пёрышко, ткань, – говорит Анастасия. – Использую обыкновенный выжигательный прибор, но с тончайшей иголочкой, при помощи которой и создаётся рисунок. Это филигранная работа, которая требует внимания и усидчивости: капелька к капельке, стежок к стежку».

В родном городе она 11 лет обучала искусству гильоширования учащихся Железногорской санаторной школы. Руководила группой по гильошированию в Центре досуга, где секреты мастерства постигали как обычные школьники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Дважды выигрывала гранты «ГХК-ТОП-20»: «Чудеса своими руками» (2017) и «Цветы в наших сердцах» (2019).

Будь на равных

В период пандемии Анастасия много работает с компьютером: делает монтаж картин и создаёт видеоролики, участвует в дистанционных выставках. Отправляла работы своих учеников в Москву, где они занимали призовые места.

Скромная железногорская Золушка совершила в своей жизни настоящий прорыв. Своим примером она вдохновляет других людей – верить, любить, дружить, мечтать и достигать своей цели. Настина сказка, ставшая былью, продолжается.

«Я счастливый человек, потому что работаю, участвую в выставках и других обучаю; словом, живу полноценной, яркой жизнью! – говорит Анастасия. – Я поняла, что нет ничего невозможного. Родителям детей с ограниченными возможностями могу сказать одно: ищите занятие по душе – в творчестве, в спорте, идите вперёд и добивайтесь цели! Чтобы дети видели результат и чувствовали себя на равных с ровесниками».