Дочь первый год учится в музыкальной школе. Постоянно с ней ходим на концерты в филармонию. Приучаю к классике. На выступлении симфонического оркестра дочь спросила: зачем дирижёру палочка?
«Дирижёрская палочка используется музыкантами с XIX века. Прежде для отбивания такта существовала специальная палочка – баттута (итал.) Дирижёрская палочка – это продолжение руки, – говорит дирижёр Красноярского академического симфонического оркестра Михаил Мосенков. – Нужна она, когда оркестр большой, например как наш, красноярский. В нём 90 человек.
Бывает, что на сцене или в оркестровой яме темно. Музыканту дирижёрскую руку с палочкой лучше видно. Поэтому и палочка чаще всего белая. Иногда дирижёр руководит оркестром без палочки. Мне, например, подходит вариант без палочки, когда музыка контелентная, распевная, широкая. С палочкой рука всё-таки немного скована, хоть и экспрессию с ней выразить легче. А без палочки рука больше, как принято говорить, дышит, плавность руки лучше».
Кстати, дирижёрскую палочку не используют хоровые дирижёры. В джазовых оркестрах очень редко. Объясняется это тем, что дирижёры этих оркестров часто сами играют на каком-нибудь музыкальном инструменте. В симфоническом оркестре присутствие большого количества музыкантов не позволяет дирижёру музицировать самому, ему некогда отвлекаться. Хотя каждый дирижёр – музыкант с хорошим образованием.