Спас - православный праздник, который вобрал в себя некоторые языческие обычаи. Эти события имеют закрепленные в календаре даты, поэтому ежегодно празднуются в одни и те же дни: 14, 19 и 29 августа.
Первый августовский Спас – Медовый, или Маковый. По-другому его называют Маковея ( Маковей от имени семи мучеников Ветхого Завета - Маковеев). Это Мокрый Спас, или Спас на воде. В этот день освящали воду в колодцах и водоемах, пекли блинчики, ватрушки и пряники с медом и маком. Первый спас знаменует начало сбора урожая. Приходит конец лета, пора начинать приготовления к зиме. С этого дня пчёлы больше не носят мёд в улья, поэтому пчеловоды доставали соты и освящали их в церкви.
14 августа начинается Успенский пост – в честь Богородицы и её успения. Пост продолжается до 27 августа.
Второй спас – Яблочный, его отмечают 19 августа. Он совпадает с православным праздником Преображение Господне.
Считается, что именно в это день Иисус Христос явил свою божественную сущность. С тремя апостолами Сын Божий поднялся на гору Фавор и только начал молиться, как вдруг лицо его озарилось ярким светом, а одежда побелела «как свет». А с небес раздался голос: «Се есть сын мой возлюбленный, Его слушайте!».
В этот день начинали собирать яблоки. Их освящали в церквях и заготавливали на зиму. Хозяйки пекли выпечку с яблоками, варили варенье.
Наши предки верили, что именно в этот день земля совершает поворот к осени. Поэтому по 19 августа погоде судили о будущей осени, какая она будет – сухая или дождливая, теплая или прохладная.
Третий спас, Ореховый, празднуют 29 августа. Его ещё называют Холщовым или Хлебным Спасом. В это день также есть церковный праздник – Успенье Пресвятой Богородицы.
Это время окончания жатвы. После этого дня можно печь хлеб из зерна нового урожая. Кроме того, к окончанию лета в деревнях собирались ярмарки, где продавали ткани и нити. С 29 августа наступает осень.
Смотрите также:
- Когда в 2018 году будет Вербное воскресенье и что оно означает? →
- В Красноярске мусульманам пришлось молиться в лужах из-за дождя →
- В чем отличие православного Рождества от католического? →