«Не вставайте задом». Турист раскрыл, что видел и что ел в Северной Корее

Антон Кротов / Из личного архива

В начале лета РЖД объявили о возобновлении сообщения с Северной Кореей после пятилетнего перерыва. В середине июня поезд с фирменным вагоном из Пхеньяна отправился в Москву, заехав на стоянку и в Красноярск, правда северокорейских туристов там не оказалось. Россияне тоже могут посетить страну Чучхе, правда привычным туризмом это можно назвать с большой  натяжкой. Что ожидает россиян по ту сторону 38-й параллели рассказал основатель «Академии вольных путешествий» и автор книг Антон Кротов — в специальном интервью для krsk.aif.ru

   
   

Путь до границы

Игорь Пантелеев, корреспондет krsk.aif.ru: Антон, вы успели посетить Северную Корею до закрытия границ. Сколько тогда это стоило и как вы добирались?

Антон Кротов: Добирался на том же самом вагоне, который сейчас приезжал. Отправлялся через турфирму, по-другому никак, из Владивостока, возят обычно до Тумангана (город на границе — прим.ред.), а оттуда уже на автобусе. Виза просто так на руки не дается, это делается через турфирму, все включено: отвезут, будут вас поить, кормить, водить за ручку и никуда не отпустят. Чем больше группа, тем дешевле, если ехать одному — это будет супер дорого. До ковида мне поездка обошлась в 25 тысяч рублей на три дня.

Фото: Из личного архива/ Антон Кротов

[Сегодня цена самого бюджетного тура из Владивостока 5 дн. составляет 57 тысяч рублей. Из Москвы — 89,2 тысячи рублей — прим.ред.]  

Причем половину ты отдаешь в рублях российской турфирме, а вторую — уже северокорейцам, но только в долларах. Обязательно нового образца. 

То есть туристу не нужно менять валюту на местные деньги?

— Не то, что «не нужно» — это строжайше запрещено. Все расчеты только в долларах [сейчас еще и в евро — прим. ред.] и китайских юанях. Гиды и прикрепленные к группе сотрудники спецслужб чутко следят, чтобы местные воны не попали к вам в руки. Еще корейцы очень хитрые: у них никогда нет сдачи с крупных купюр, что позволяло содрать с неподготовленных туристов произвольную сумму вечнозеленых. Но я был подготовлен, подготовил запас мелких долларовых купюр и ими же спас свои коллег. Состояние купюр тоже тщательно оценивают, у меня забраковали купюру с миллиметровым надрывом. 

   
   

— А как проверяют туристов на границе? Телефоны и ноутбуки же больше не отбирают?

— Так и есть, но контроль ведется уже с самого начала поездки. В вагоне пять проводников, я даже подумал, что часть из них спецслужбисты. Сам вагон мне напомнил поезд Ташкент-Красноярск из 90-х: все заставлено сотней коробок с неизвестным содержимым, посылками одних корейцев другим с русскими продуктами. Я попытался это сфотографировать, но один из проводников потребовал прекратить и стереть все фото. 

На границе России, в Хасане, пограничники выборочно проверили коробки. На Тумангане (корейской границе) мы простояли больше часа. Сначала нас проверили военные, а потом уже пограничники. Смотрят вообще все: телефоны, флешки и фотоаппараты уносят в отдельную комнату и изучают на предмет вражеской пропаганды, даже листают книги, журналы и газеты, но уже при вас. Все тщательно декларируют. Любая религиозная атрибутика запрещена к ввозу. У меня была фигурка храма Василия Блаженного, подарок другу, — изъяли. А вот чётки и коврик для намаза не опознали и пропустили. Еще два часа нам ставили штампики в загранпаспорте.  

За кордоном

— Итак, вы пересекли границу. Что было дальше? Какие первые впечатления?

— А дальше я очутился в Советском Союзе образца 50-х годов. В здании нас ждали гиды с утвержденными списками, водитель автобуса и вредная тетка из спецслужб лет пятидесяти. Все последующие три дня она запрещала фотографировать практически все, а потом наверняка на меня настучала. Но я не растерялся, уселся на переднее сидение в автобусе и фотографировал все, что видел. Ничего криминального: нас везли по грунтовой дороге через поля риса и кукурузы, каждые 200 метров растянуты лозунги на корейском, изредка попадались какие-то монументы, поселки, школы с детскими площадками. По пути нам почти не попадались встречные машины, да и люди практически не встречались. Так мы доехали до Расона — вполне развитый крупный город. 

Слева сотрудница местной КГБ Фото: Из личного архива/ Антон Кротов

— А с обычными корейцами, не спецслужбистами, вам удалось пообщаться?

— Нет, им тоже строго запрещено общаться с иностранцами. Они идеально научены не проявлять никаких эмоций и любопытства. Единственно, под надзором гида и той тетки нас гуськом провели по местному рынку. Там я купил у торговца десять кусков корейского мыла в попытке получить сдачу вонами, но безуспешно. 

Еще тетка тщательно следила, чтобы мы правильно фотографировали памятники и портреты вождей. К примеру, к вождю нельзя поворачиваться попой, нельзя показывать пальцем — только всей ладонью, обязательно фотографировать так, чтобы вождь располагался по центру и полностью был в кадре. И фотографировать, конечно, только на фотоаппарат, если на телефон — это неуважение к вождю. Там с этим очень строго. 

Идеологически верное фото с вождями Фото: Из личного архива/ Антон Кротов

— Если говорить о привычных туристических увлечениях и сервисе, чем может удивить Северная Корея?

— Абсолютно ничем. Я вообще не специалист по сервису и комфорту, меня другие вещи интересуют, но там обычные такие советские гостиницы. Кормят вкусно и обильно, выносить еду за пределы гостиницы запрещено. Из развлекательной программы у нас были экскурсии по памятным местам, музеям и концерт детей-пионеров, на котором подавали невкусное водянистой мороженное за 4 юаня. Также свозили нас на завод по разливу воды и кваса, продали бутылки по явно завышенной цене. Квас я потом и до России довёз. 

Выступление пионеров Фото: Из личного архива/ Антон Кротов

В магазине «Интурист» можно купить открытки и почтовые марки, в том числе советские, и тоже по сильно завышенным ценам. Значки с Ким Чен Иром и Ким Ир Сеном нигде купить невозможно, их носят все северокорейцы как почётный знак принадлежности к чучхейскому обществу. Но в магазине их не было. Портреты Вождей тоже не продаются, только в составе журналов, книг или как почтовые марки.

— Кому может понравиться отдых в Северной Корее?

— Тем, кто хочется узнать, как жили наши бабушки и дедушки 70 лет назад, любителям сталинской эстетики. Тем, кто ценит, чтобы не было пробок на улицах, мусора, чтобы все ходили строем без порядка. Хотите такую машину времени — поезжайте в Северную Корею. Это такой коммунистический, очень вкусный, пансионат, где вы будете ходить только по тем маршрутам, которые вам показали. Если хотите что-то другое, поезжайте в остальные 200 стран на выбор. 

Комфортный номер без интернета, но с телевизором Фото: Из личного архива/ Антон Кротов

Кстати

Как рассказали в специализирующейся на путешествиях на Дальний Восток туристической фирме, сейчас в Северной Корее активно развивают туристическое направление. В частности, туристам за отдельную плату доступны парки аттракционов, Пхеньянский дельфинарий и зоопарк, аквапарк Мунсу, конные и тирные клубы, термальные источники в горах Кымган, грязевой курорт Сиджун.