На электротяге. Что за первый в России «умный» катамаран пустили по Енисею

Судно оснащено по последнему слову техники. © / Наталья Тихомирова / АиФ

В Красноярске в первые рейсы отправилось судно нового поколения. Оно на электрической тяге, его построили специально для Енисея в Санкт-Петербурге. Два месяца шла отладка бесшумного корабля для малого плавания. По сути, это большой и элегантный, очень «умный» катамаран, больше похожий на космический корабль, чем на привычные для речного пассажирского флота теплоходы или «ракеты». Вместе с первыми пассажирами прошла вдоль вечернего мегаполиса под музыкальное сопровождение и корреспондент krsk.aif.ru.

   
   

Речной тихоход

На левобережной набережной в районе речпорта краевой столицы «Экоходъ» занял свою почётную позицию на пирсе № 4. Судно действительно необычно по многим показателям. Во-первых, новинка отвечает самым передовым техническим требованиям. Во-вторых, над проектом поработали дизайнеры, придумали необычный облик судна. В-третьих, на нём могут одновременно разместиться около 130 человек.

Судно может вместить 130 человк. Фото: АиФ/ Наталья Тихомирова

Сердцем катамарана служит электродвигатель, который заряжается в течение 9 часов от прибрежной станции. Буквально через несколько дней ещё более мощная, а значит, быстрая «электрозаправка» откроется в городе-спутнике – Дивногорске. Тогда катамаран будет совершать регулярные рейсы в этот любимый многими пригород.

Обычные теплоходы используют в качестве топлива солярку или другие ГСМ, от их сгорания идут вредные и неприятные для людей и природы выхлопы, и при непредвиденных ситуациях даже возможен разлив топлива.

От ветра можно укрыться на закрытой палубе. Фото: АиФ/ Наталья Тихомирова

«Экоходъ» от таких опасностей застрахован. Он практически бесшумен, не считая звуков воды от винта и вентиляции, экологичен, очень устойчив и безопасен, - рассказывает капитан-механик судна Иван Чурилов. - Главное отличие от малых и больших теплоходов – тишина, нет вибрации, гула, пассажиры не подвержены, например, морской болезни от качки, что случается и на реках.

Конструкторы при строительстве на верфи продумали всё: управляемость отличная, держится на курсе хорошо. Катамаран полностью с электронной начинкой, им приятно управлять! Его осадка в 1,83 метра подходит для Енисея в районе города. У нас сложная, тяжёлая река для судоходства, с порогами и свальными течениями. Есть такая поговорка: «Каждый моторист с Енисея может работать на Волге капитаном. Но не каждый капитан с Волги может стать мотористом на Енисее…»

Вместе с Иваном на судне будет работать второй капитан, они несколько месяцев проходили обучение для работы на катамаране. 

   
   
Катамаран не загрязняет акваторию. Фото: АиФ/ Наталья Тихомирова

Первые в России

Катамаран сверкает белизной и поражает воображение обтекаемыми формами и вытянутыми, как линзы, иллюминаторами. Ёмкие аккумуляторы занимают целый отсек – шкафы длиной пять и высотой два метра. Это, впрочем, никак не влияет на вместимость пассажиров. Эргономика нового уровня позволила установить специальные лестницы с подсветкой на открытую палубу, оснастить два салона мягкой мебелью и столиками в кафе, ограждениями со стеклом для безопасности, но без помех для созерцания мощного Енисея и природных пейзажей.

«Судно построено на верфи Emperium, – говорит заместитель генерального директора компании Любовь Ефимова. – Это первое судно в серии из пяти судов проекта Ecocruiser, аналогов которому ещё нет в России. Степень автоматизации намного выше, чем на существующих судах. По сути, капитан управляет большим компьютером. Отбирали капитанов и команду с большим вниманием, потому что понимаем: это семья для судна. Оно практически идеально подходит как водный транспорт для городов и туризма. Очень рады, что первыми в стране этот новый вид судов смогли оценить жители и гости Красноярска».

Куда плывём?

Форматов путешествий по большой реке продумано несколько. Можно отправиться на познавательную экскурсию. По словам Любови Ефимовой, для проекта отобрано несколько специалистов по истории города и края с авторскими проектами. А можно совершить речной круиз под музыку. И это будут изысканные композиции в исполнении лучших музыкантов города. Пока круиз можно совершить до Удачного с разворотом на реке. А скоро откроются постоянные пассажирские маршруты до Дивногорска и обратно, с расчётом, что публика сможет провести несколько часов в городе гидростроителей и вернуться в столицу региона. 

Пока катамаран ходи до Удачного, но скоро на нем можно будет прокатиться до Дивногорска. Пока катамаран ходи до Удачного, но скоро на нем можно будет прокатиться до Дивногорска. Фото: АиФ/ Наталья Тихомирова

Пассажиры поделились с «АиФ» первыми впечатлениями. Благодаря запуску судна нового поколения они впервые прокатились по реке. Дарья поехала на прогулку с дочерью. «Нам так понравилось, что хотим здесь провести мой день рождения». Таким же первопроходцем оказалась жительница Артёмовска Курагинского района, социальный работник Ирина. Подарок на день рождения от сыновей она получила в виде волшебной, по её словам, поездки по Енисею.

А уроженец Ялты Игорь Павлов, ныне красноярец, считает, что судно – настоящее ноу-хау. «Я проехал всю страну по работе. И считаю, Красноярск превращается в настоящий сибирский курорт благодаря таким проектам!»

Фото: АиФ/ Наталья Тихомирова