Дешевле сжечь? В Сибири пытаются избавиться от 300 незаконных свалок

Пожар на несанкционированной свалке тушили несколько часов. © / Красноярское региональное отделение ОНФ

Чёрный ядовитый дым поднимается в небо от мусора, объятого языками пламени… В Ленинском районе Красноярска загорелась огромная несанкционированная свалка. Пожарные тушили её несколько часов. К сожалению, такие случаи происходят не впервые. Свалки растут, словно грибы после дождя, и после ликвидации в одном месте появляются в другом.

   
   

Просто ужас

«Дождались! В Ленинском районе горит несанкционированная свалка. Собственник земельного участка должен был ликвидировать её и рекультивировать, но, видимо, решил, что дешевле просто сжечь», – рассказывает на фоне горящего мусора, от которого поднимается чёрный едкий дым, руководитель «Экоинспекции» Народного фронта в Красноярском крае Марина Якубенко.

Пожар произошёл в конце марта. Свалкой, которая расположена на 7 тыс. кв. м, общественная организация занимается два года. По словам Марины Якубенко, суд обязал арендатора участка в течение шести месяцев убрать мусор и восстановить поверхностный слой земли. Но решение тот проигнорировал. 

Если бы общественница не стала свидетелем того, как гружённый мусором «КамАЗ» свернул к карьеру, возможно, тайное ещё долго не стало бы явным. Два года назад здесь можно было увидеть участки с зелёной травой, где даже паслись коровы. Сейчас это место засыпано ломаным кирпичом, бетоном, железобетоном, шифером, целлофаном, пластиковой тарой, картоном, гипсокартоном, деревянными ящиками.

«Вместе со специалистом земельного контроля администрации Ленинского района мы выезжали на место. Он был в шоке, хотя, казалось бы, уже немало видел подобного за свою практику. Сказал, это просто ужас», – рассказывает Марина Якубенко.

Землёй с 2017 года владеет индивидуальный предприниматель Владимир Шнайдер. Участок ему разрешено использовать для «эксплуатации 5 нежилых зданий и 11 сооружений». Но вместо этого земля завалена бытовым и крупногабаритным хламом.

«Несмотря на то что свалка в Ленинском районе официально закрыта, даже огорожена тросом, все, кто туда привозит отходы, как и я, знают, где ключ. И продолжают вываливать мусор. Хотя у меня нет информации, что принимают его за плату», – говорит Марина Якубенко.

   
   
Фото: Красноярское региональное отделение ОНФ

Окраины завалены отходами

А вот на серый полигон в Ермолаево (буквально в  15 км от Красноярска), который был закрыт в 2022 году, везли отходы за деньги. Лавочку прикрыли после четырёх лет борьбы общественников, которые обратились в генпрокуратуру. Да, полигон не функционирует, но свалку так никто и не убрал.

Проблема в том, что участком владеют несколько собственников, в том числе и районная администрация, которая оспаривает решение суда, обязавшего очистить земельный участок. 

Несанкционированных свалок на территории края, по подсчётам красноярского Народного фронта, более трёхсот. Их ликвидируют ежегодно, но они появляются вновь и вновь, как грибы после дождя. К сожалению, с введением мусорной реформы лучше не стало, говорит Марина Якубенко.

Окраины Красноярска и других городов завалены отходами. Предприниматели не утруждают себя заключением договоров с регоператором на вывоз ТКО, предпочитают выбрасывать отходы в леса. А ведь решение этой проблемы лежит на поверхности. Достаточно проверить, есть ли у владельца компании такой договор. Нет – обязать заключить.

Ещё одна негативная сторона мусорной реформы наряду с незаконной предпринимательской деятельностью – коррупция. Так, в Норильске в отношении директора Управления экологии были возбуждены уголовные дела о мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями.

Руководитель заключила муниципальный контракт с организацией «Профит» на сумму 21 млн рублей на ликвидацию несанкционированных свалок в Центральном районе города. Вместо 12 тыс. кв. м была очищена территория в пять раз меньше. Подрядчик подделал акты и предоставил их заказчику на полную сумму.

«Директор учреждения не могла не знать, что свалки никуда не делись, но подписала все акты без единого замечания. Руководитель казённого учреждения не первый раз попадает в поле зрения надзорного ведомства. В прошлом году прокурор обнаружил её подписи на контракте и актах приёмки работ по очистке свалок в пос. Снежнегорск. Тогда подрядчик вместо вывоза отходов на полигоны в Красноярск сжёг их в вырытой рядом яме. Такая незамысловатая утилизация мусора обошлась бюджету в 61 млн рублей», – говорит старший помощник прокурора Красноярского края Олеся Климова. 

Подрядчик оказался знаком с Уголовным кодексом. В 2022 году ему был вынесен обвинительный приговор за мошенническую схему по хищению бюджетных средств в рамках реализации нацпроекта «Жильё и городская среда». Теперь фигурантам грозит наказание от 4 до 10 лет лишения свободы.

Похожая история произошла в Лесосибирске. Подрядчик «Инвестстрой 2020» обязался ликвидировать несанкционированные свалки отходов лесопиления за 4,6 млн рублей. Вместо этого просто разровнял кучи по земельному участку и засыпал их землёй, при этом ухитрился предоставить заказчику поддельную копию договора на транспортировку и размещение промышленных отходов на полигоне в Ачинске и акты приёмки работ. Уголовное дело в отношении директора компании уже направлено в Лесосибирский городской суд.