Заповедник не то место, где должны быть толпы туристов. Но несколько десятков человек в год вполне могут побывать на его территории, чтобы увидеть и рассказать другим, насколько прекрасна и уникальна природа Красноярского края. Их глазами в заповедную территорию заглянул и корреспондент «АиФ-Красноярск».
Центр России
«Мы живём в красивейшем регионе, но, к сожалению, мало им интересуемся. Выясняется, что многие норильчане, например, за всю жизнь ни разу не были на Енисее в Дудинке, а это всего 100 км. Красные Камни – красивейшее место – всего 25 км пешком от конечной остановки автобуса. 80% опрошенных никогда там не были! Многие красноярцы были только на Столбах и острове Татышев. Юг края про север вообще ничего не знает. Север про юг знает только потому, что многие переезжают туда по программе переселения. Но ведь так быть не должно!» – считает директор ФГБУ «Заповедник «Центральносибирский», кандидат биологических наук Павел Кочкарев.
Заповедник находится в сердце не только Сибири, но и России. Географический центр страны, правда, как было ранее установлено, приходится на озеро Виви в Эвенкийском районе. Но сотрудники заповедника шутят, что это было ещё до присоединения Крыма. А теперь центр точно где-то у них! Заповедник располагается по обеим сторонам Енисея, который в свою очередь делит Сибирь на Западную и Восточную. Отсюда и разнообразие ландшафтов, растительного и животного мира. Левый берег – это типичная западносибирская низменность с болотами, заросшими лесами. Правый - Восточносибирская возвышенность с ее скалами. Подведомствен заповеднику и заказник «Елогуйский».
Обнять тысячелетнюю красавицу
Безусловно, миссия любого заповедника – сохранять уникальный растительный и животный мир, но это не означает, что здесь нельзя находиться.
Сюда можно приезжать и любоваться красотами, а можно воочию увидеть уникальные палеонтологические и геологические объекты. Например, окаменелости обитателей планеты, относящиеся к ордовикскому периоду, а это 450–500 млн лет назад. Тогда произошла первая из шести ярких вспышек жизни на Земле. Кстати, в шестой живём мы с вами. Все предыдущие угасли.«Речка Столбовая со временем разрезала породы, получился срез высотой порядка 100 м, где всё очень хорошо можно рассмотреть. Есть на территории заповедника и более поздние отложения. В них можно увидеть окаменелые останки брахиопод, губок, современных кораллов», – рассказывает Павел Владимирович.
И ни одного человека, наверное, не оставят равнодушным лиственницы, возраст которых около 1 тыс. лет. В окружности они примерно 2–2,5 человеческих обхвата.
Любимый флаг белки
На территории заповедника установлены фотоловушки на животных. Благодаря им не так давно удалось снять самую северную колонию барсуков. Туристы, если повезёт, тоже могут их увидеть. Может быть, удастся познакомиться с пищухой Маней. Это животное из отряда зайцеобразных внешне очень похоже на диснеевского Микки-Мауса. Маня очень смышлёная и обычно прибегает посмотреть на редких гостей заповедника. Если её позвать, откликается – начинает пищать в ответ. Директора узнаёт по голосу.
Почти наверняка здесь получится встретить белок. В этом году бельчиха обосновала гнездо и вывела бельчат прямо на козырьке административного здания. Бельчата подросли и стали лазить по флагам, закреплённым на крыше. Все – на флаг Российского географического общества (РГО), а один – на флаг России. «Далеко пойдёт!» – шутят сотрудники.
В заповеднике можно забраться в воссозданную в натуральную величину берлогу медведя. Реконструкциями и обустройством туристической тропы занимается отдел экологического просвещения и познавательного туризма.
На территории заповедника постоянно работают учёные. Недавно собирали ультразвуковую информацию по пролетающим ночью летучим мышам. Полученные звуки дешифруют, и становится понятно, какой именно вид пролетел. Выяснилось, что на территории заповедника в последние годы появилось много новых видов рукокрылых.
Аналогичные щадящие методы сбора информации применяются по возможности в работе с любыми животными. Даже мечение оленя теперь происходит с помощью сетемётов. С вертолёта в северного оленя «выстреливают» сетью, и он запутывается в ней. Оленю накрывают голову, производят необходимые замеры, ставят метки, берут материал на генетический анализ и отпускают. Потом с точностью до метра могут отслеживать его перемещения.
В помощь кето
Изучение миграций животных имеет значение не только с точки зрения науки. По периферии заказника «Елогуйский» проживают коренные народы кето. Он и создавался как этнографический. Традиционные занятия кето – охота и рыбалка. Представители этноса входят в состав научно-технического совета заповедника. Сведения о перемещениях животных экстраполируются на территорию их проживания. Поскольку «Центральносибирский» является биосферным заповедником, он должен способствовать и устойчивому развитию коренных этносов.
«Знаете, когда мы были в Перу на конгрессе, то в национальном парке перед пустыней Наска (где находятся всем известные гигантские фигуры, видимые из космоса) перед выходом к океану я увидел трезубец. Так вот точно такой же есть на нартах кето. Его можно увидеть на старых фотографиях этнографов. На фото, сделанных после первой мировой войны, он точно присутствовал. И если брать хронологию переселения народов через Берингов пролив, они шли с Алтая, часть осталась у нас – это и есть кето, а часть ушла в Перу. Представляете?! Японские медики и этнографы, кстати, подтвердили, что ДНК североамериканских индейцев и кето идентичны. То есть они имеют одного прародителя. У них часто и слова имеют один языковой корень», – рассказывает Павел Владимирович и тут же уточняет, что он не этнограф, каких-то нюансов может не знать, но в общих чертах это именно так.