В коллекции Красноярского музея леса более 1,5 тыс. экспонатов: образцы многовековых деревьев, шишек, чучела медведей и других животных, раритетная противопожарная техника. Кроме эстетического наслаждения, гости музея получают новые знания: слушают интереснейшие лекции о лесе и проходят курсы начинающих спасателей.
Корреспондент «АиФ-Красноярск» побывал на экскурсии у директора музея Натальи Горских и узнал, какие находки из самых разных уголков края представлены в лесном хранилище и как бороться с главным врагом сибирской тайги - пожаром.
Живая история
Музей леса не похож на привычное хранилище экспонатов. В каждом зале на любом стенде есть что-то живое, что перемещает тебя в тайгу: диорама лесов Красноярского края - от тундры до горных таёжных лесов юга, коллекции шишек, оригинальные поделки из природного материала. Встречает гостей огромное чучело медведя, подаренное Богучанским лесхозом.
Всего в фонде музея более 1,5 тыс. экспонатов. Со дня открытия его посетили более 200 тыс. человек. Ежегодно здесь бывают иностранцы из Австралии, Китая, Германии, Японии, Польши, Канады.
Экскурсии всегда начинаются с зала трудовой славы. Собранные работниками документы рассказывают об истории лесной отрасли, о заслуженных лесоводах. В музее сохранились образцы техники, с помощью которой в разное время спасали леса, костюмы лётчиков-наблюдателей.
«Первым руководителем музея был ветеран лесного хозяйства Николай Николаевич Смертин, - рассказывает Наталья Горских. - Он посвятил лесу всю свою жизнь. С 1959 года работал лётчиком-наблюдателем, был начальником красноярской базы авиационной охраны лесов. Спасал приангарские посёлки Хайя и Таёжный от пожаров, был награждён за мужество и самоотверженность».
Сотрудники музея создают книгу о ветеранах лесного хозяйства. В ней - судьбы уже 300 человек. Есть и живые образцы истории. К примеру, Алексей Дмитриевич Самохин, участник Великой Отечественной войны, посвятивший всю послевоенную жизнь развитию лесного хозяйства края. Он воевал на Калининском фронте, принимал участие во взятии Берлина. В бою с врагом на западной окраине немецкой столицы Самохин не выпустил гитлеровцев из Берлинского кольца, за что награждён орденом Славы III степени.
Магия деревьев
В музее представлена уникальная коллекция ископаемых объектов: шишки сосны в возрасте от 5 до 15 тыс. лет, 360-летний пень сосны, срез лиственницы в возрасте более 3700 лет.
«В Красноярском крае 88% деревьев - хвойные, 12% - лиственные. У нас настолько большая тайга, что все нам завидуют. Если в среднем в мире на человека приходится 80 кубометров древесины, то в России - 540, а в Красноярском крае - вообще 1800 кубометров.
Не срезав дерево, очень сложно определить его возраст. Обычно это делают специальным буравчиком, представляющим собой полую трубку. Лесники высверливают столбик древесины толщиной с карандаш. На нём можно подсчитать годичные кольца, так же, как на спиле ствола. Метод почти безвреден для дерева: отверстие зарастает в тот же год. Осина растёт в среднем 350 лет, берёза - 150, хвойные - около 500 лет».
Учёные считают, что в Сибири люди такие здоровые, потому что в наших краях много кедра - 30% от всего кедрача России.
Как остановить лесные пожары?
В Музее леса для детей регулярно организуют квесты по противопожарной тематике. Кстати, в 2018 году здесь побывали 24 тыс. школьников. Для них установлен специальный стенд. Пожарные рукава, насосы, лопаты, багры, кошма - помимо того, чтобы рассказать, что значит тот или иной предмет, каждый экскурсовод считает своим долгом научить ребят им пользоваться.
С грустью Наталья Горских подтверждает, что каждый год лесные пожары уничтожают сибирское зелёное богатство. С последней декады апреля до середины июля Красноярский край приобретает статус пожароопасного региона.
«Лесной пожар очень страшен. Его распространение можно сравнить со ступнёй человека. Пяточка - это тыл, начало пожара. Кромка движется с самой наименьшей скоростью против ветра, там спасатели иногда даже отдыхают, спят, формируют лагерь, оставляют продукты питания. Как ступня движется вперёд, когда мы на неё наступаем, так и огонь движется только вперёд. Часто в борьбе с ним помогают естественные рубежи - дороги, овраги, речки. Бывает, спасатели делают искусственные рубежи - к примеру, бульдозером прокладывают противопожарную полосу.
Ещё один проверенный способ тушения - это отжиг - искусственно вызванный контролируемый низовой огонь. Его разжигают против ветра. Когда он встречается с фронтовым огнём, происходит такой взрыв, будто подорвали бомбу. В домах близлежащих посёлков дребезжат стёкла.
Все пожары начинаются с горения травы. Затем огонь подхватывает иголки сосен и переходит на кроны. От пламени идёт сильнейший жар, который подготавливает «пищу» впереди. Когда огонь подходит к новым деревьям, он буквально высушивает их. Особенно хвойные. Но если на пути оказывается осинник - это спасение. Лиственные горят безопаснее, и пожар стихает. По правилам, насаждения должны быть смешанными. А ещё у хвойных нужно обрезать веточки до двух метров».
***
В последние годы Музей леса стал современным центром экологического просвещения. Сотрудники учат не только школьников, но и взрослых посетителей грамотно вести себя в лесу. Как результат - в регионе значительно сократилось количество лесных пожаров, произошедших по вине человека: с 38% в прошлом году до 22% в 2018-м.