Наша Арктика тает быстрее? Ученый о том, куда пропали суровые русские зимы

Зимы на Севере и в Сибири стали теплее. © / pixabay.com

Каким воздухом мы дышим, что происходит с окружающей средой – всё это крайне волнует жителей Красноярского края и других регионов страны. Влияет ли деятельность человека на среду обитания, кто должен решать экологические проблемы и к чему приведёт таяние льдов в Арктике? На эти и другие вопросы «АиФ на Енисее» ответил директор института экологии и географии СФУ, к. г. н., доцент Руслан Шарафутдинов.

   
   

Виноват антициклон?

Татьяна Фирсова: Руслан Аглямович, нередко можно услышать, что именно человек своей деятельностью влияет на окружающую среду, загрязняет атмосферу и тем самым провоцирует изменение климата. В последние годы морозы не опускались ниже 20–25 °С. Постоянно объявляется режим НМУ, причём не только в Красноярске, но и в Минусинске, Назарове. В чём причины?

Фото: Из личного архива/ Руслан Шарафутдинов

Руслан Шарафутдинов: Их много, одна из них – влияние Сибирского антициклона – крупнейшего в мире атмо­сферного образования размером с половину Евразии, определяющего в холодное время года формирование климата Азии и юго-восточной части Европы. Межправительственная группа экспертов по изменению климата ранее считала, что на фоне глобального потепления влияние Сибирского антициклона будет постепенно ослабевать, однако прогноз не оправдался.

Около 10 лет назад он начал увеличивать свою мощность, в зимнее время это становится причиной увеличения дней с НМУ, когда на фоне низких температур в приземном слое атмосферы практически нет ветра. В таких условиях затрудняется удаление загрязняющих веществ, они накапливаются в приземных слоях воздуха. В конце 1970-х годов среднегодовая скорость ветра достигала 3 м/сек, к 2016-му она немного превысила 1 м/сек. Тем не менее поведение Сибирского антициклона труднопредсказуемо. В 2019 году он сформировался не над Сибирью, а над Монголией и Китаем, и имел очень слабую интенсивность. Результатом стала самая тёплая зима на территории России за всю историю метеорологических наблюдений.

Количество дней, когда действует режим НМУ, увеличилось. Фото: АиФ/ Татьяна Руденко

Предполагается, что усиление и ослабление антициклона связано не столько с влиянием человечества на климат, сколько с его 60-летними циклами и короткопериодными (до 15 лет) колебаниями. Тем не менее тенденции изменения Сибирского антициклона, полученные по разным эмпирическим данным, различаются. Если период 2026–2027 гг. мы увидим как отрезок с очень низкой среднегодовой скоростью ветра и высоким уровнем загрязнения атмосферы, можно будет говорить о достаточно предсказуемом развитии климатических событий.

– Что ещё влияет на климат в нашем регионе: сжигание угля и мазута, автотранспорт, выбросы промышленных предприятий?

– Думаю, нет особого смысла выделять одного виновника, потому что полностью невозможно избавиться ни от одного из них, а работать нужно во всех направлениях. В прошлом году воздух в Красноярске не стал чище позапрошлогоднего. Ещё в 1954 году Госсанинспекция РСФСР не согласовала строительство ТЭЦ в Кировском районе. Уже тогда признали: ситуация с качеством атмосферы в Красноярске проблемная.

   
   

В 1982 году вышла в свет книга «Климат Красноярска», подготовленная Росгидрометом. В ней было показано, что степень загрязнения атмосферного воздуха тесно связана с началом и окончанием отопительного сезона. Кроме того, в условиях НМУ высокую роль в загрязнении приземного слоя атмосферы играют низкие источники выбросов. Это автотранспорт и автономные источники теплоснабжения. Роль промышленных предприятий тоже никто не отрицает.

Однако за последние десятилетия многие из них обанкротились, а вот количество автомобилей выросло. Сейчас в городе их около 350 тыс., Красноярск в тройке лидеров по уровню автомобилизации. Полвека назад вокруг города не было такого количества дачных комплексов, которые отапливаются дровами и углём, теперь Красноярск в плотном кольце дач и коттеджей. В результате воздух сюда поступает далеко не самый чистый. К частному сектору добавились мелкие предприятия – от шиномонтажных мастерских до складов. Поскольку подключаться к централизованным сетям дорого и долго, в них устанавливают мини-котельные, причём не самые лучшие, и они дымят прямо в центре города. Яркий пример – рынок Енисейский. Запретить этого никто не может, так как владельцы официально ставят на учёт свои объекты. Вероятно, пришло время на законодательном уровне ограничивать такой подход.

– А как повлиять на желание людей иметь не одну, а две или три машины?

– Вариантов множество: через налоги, увеличение стоимости бензина, ограничение перемещения автотранспорта с низким экологическим классом. Вопрос в том, готово ли к этому общество в финансовом плане, ведь население использует 15-летние автомобили не от избытка средств. Такие меры обязательно вызовут социальное недовольство.

Конечно, идеальный вариант – когда люди сами не покупают «лишние» автомобили, считая это недопустимым. В принципе, это возможно, если человек с детства получил основы экологических знаний, так называемые «зелёные навыки», и не расстался с ними во взрослой жизни. Он понимает, что от каждого зависит качество окружающей среды и что, дожив до пенсии, можно оказаться в мире, в котором без противогаза невозможно будет дышать.

От природы брали всё

– Правда ли, что температура в северных широтах повышается и это приводит к таянию льдов? Могут ли они растаять и к чему это приведёт?

– В последние тридцать лет в высоких и низких широтах действительно фиксируется повышение температуры воздуха. С 1980-х годов рост составил примерно на 3,5 °С. Температурные аномалии наглядно продемонстрировал 2020 год, когда в первых числах июня в Норильске цвели жарки. Обычно в это время там ещё лежит снег. Навигация тоже началась на две недели раньше обычного. Тот год стал одним из самых тёплых за всю историю метеорологических наблюдений.

По всей видимости, наиболее быстрое таяние льдов происходило с 2000 по 2018 год, в этот период фиксировался и самый быстрый рост температур в высоких широтах. Российская Арктика вообще демонстрирует наиболее высокие темпы потепления. В то же время в 2021 году зафиксировано снижение скорости таяния льдов. Прогнозы развития событий сильно разнятся. По некоторым из них, самым пессимистичным, разработанным в начале XXI века, к 2025 году льды уже должны будут исчезнуть, однако мы понимаем, что этого не произойдёт. Новые прогнозы предполагают исчезновение арктических льдов к 2100 году.

Конечно, если Северный Ледовитый океан окажется без плавучих льдов, это не приведёт к концу природы и человечества, но значительно изменит функцио­нирование наземных и морских экосистем. Произойдёт значительная перестройка всей климатической системы планеты, мы столкнёмся с новыми условиями, к которым человеческое общество будет долгое время приспосабливаться. Исследователи разрабатывают прогнозы, однако как реагировать на них экономике десятков государств, подготовиться к тому, что случится через 30 или 100 лет? А если прогнозы не оправдаются? Поэтому чаще мы наблюдаем многочисленные декларации и намерения, чем реальные действия.

– В каком состоянии сейчас водные объекты, пострадавшие в результате аварии в Норильске?

– Благодаря усилиям самой компании и различным организациям, прежде всего МЧС, негативное воздействие удалось минимизировать, топлива собрали много. Хотя какая-то часть, конечно, оказалась в пойменных почвах, донных отложениях, что-то испарилось или было унесено течением. Время покажет, как развивается процесс.

– Раньше, когда возводили промышленные гиганты, не думали о последствиях и экологической безопасности…

– Тогда решались совсем другие задачи, другими методами и силами, да и мощности изначально были не такими большими. Концепция была другая – от природы брали всё, не думая о последствиях. Впрочем, и сейчас о них достаточно часто не задумываются.

Накануне состоялся круглый стол, посвящённый вопросам улучшения качества воздуха в городах Красноярского края. Обсуждался вопрос влияния частного сектора на загрязнение атмосферы, мероприятия, которые должны помочь минимизировать негативное влияние. Но если откроем проект стратегии социально-экономического развития Минусинского района до 2030 года, то увидим, что он предусматривает увеличение количества индивидуального жилья. Естественно, оно будет, как и сейчас, с автономными источниками теплоснабжения. Вероятно, за счёт этого острота проблемы низкого качества воздуха будет только увеличива­ться, решать её станет сложнее. 

Досье
Руслан ШАРАФУТДИНОВ. Родился в 1981 году в Красноярске. Окончил Красноярский государственный университет по специальности «биоэкология». В 2007 году защитил диссертацию кандидата географических наук. Возглавляет институт экологии и географии, в течение последних пяти лет заведует лабораторией экологического мониторинга СФУ. Не женат.