В Красноярском крае горит почти миллион гектаров леса, дым из-за отсутствия ветра уже дошёл до Урала, констатируют специалисты Центра мониторинга Красноярского гидрометцентра. Каковы причины такого длительного задымления, почему не тушат пожары и не вводят режим НМУ? На вопросы корреспондента «АиФ-Красноярск» ответил первый заместитель министра лесного хозяйства края Алексей Большаков.
Никто не пострадал
«АиФ-Красноярск», Татьяна Фирсова: Алексей Геннадьевич, самая обсуждаемая тема в последние три недели - длительное задымление не только территории Красноярского края, но и соседних областей. Дым уже дошёл до Урала и Башкирии. Это фиксируют спутниковые снимки. В Интернете появилась петиция с требованием ввести режим ЧС на территории всей Сибири, которую уже подписали более 300 тыс. человек. Каковы же истинные причины лесных пожаров в крае?
Алексей Большаков: Главная причина - это погодно-климатические условия. Львиная доля пожаров возникает из-за так называемых сухих гроз, когда при температуре выше +30 градусов нет осадков, но при этом аномальная грозовая активность. Всё это подтверждается многолетними наблюдениями, которые проводятся с 1939 года.
Если сравнивать ситуацию с лесными пожарами в этом году с прошлогодней, скажу, что и она была не менее сложной, чем нынешняя. В 2018 году в крае возникло 1639 пожаров на общей площади 1,6 млн га, при этом более 68% из них - как раз из-за сухих гроз. А если проанализировать последние 10 лет, то самыми «горючими» стали 2012 год, когда площадь пожаров составила 1,5 млн га, и 2016-й - тогда сгорело 2,1 млн га.
Нынешний год не стал исключением. В Приангарье и Эвенкии в июне-июле установилась сухая и жаркая погода, ситуацию усугубили сильный ветер и всё те же сухие грозы. Только с начала года огонь бушевал на площади 1,4 млн га. При этом благодаря системе мониторинга лесных пожаров и высокому профессионализму людей, которые самоотверженно боролись со стихией, удалось не допустить, чтобы огонь перекинулся на населённые пункты.
Отмечу, что только комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций может принять решение о прекращении и приостановке работ по тушению лесного пожара. При этом обязательно учитывается отсутствие угрозы населённым пунктам или объектам экономики, оцениваются затраты, которые могут потребоваться на тушение. Если они выше, чем нанесённый лесному фонду вред, тушение приостанавливается.
Но такие пожары контролируются круглосуточно, и при возникновении малейшей угрозы населённому пункту меры принимаются уже без оглядки на экономическую сторону. В этом году комиссия КЧС прекратила тушить 347 лесных пожаров, так как расходы составили 1,3 млрд, а прогнозируемый ущерб лесному фонду - 60 млн рублей.
- Какое количество спасателей сейчас задействовано на ликвидации пожаров? И достаточно ли сил и средств?
- В Красноярском крае действует одно из крупнейших в России спецучреждений - Лесопожарный центр, который занимается обнаружением и тушением лесных пожаров. Его штатная численность - более 1100 человек. В состав ЛПЦ входит 81 подразделение, которые расположены во всех районах края. Учреждение имеет наземную и авиационную службу. Но согласитесь, что крайне важно оперативно обнаружить лесной пожар, поэтому в крае разработана специальная система, включающая видеонаблюдение, авиапатрулирование с помощью беспилотников и космомониторинг. Только в этом году с помощью этих современных спецсредств на незначительных площадях было обнаружено более 90% лесных пожаров.
В ручном режиме
- Какое количество спасателей сейчас находится в районах, где горят леса?
- Поскольку в Эвенкии и ангарской группе районов сейчас крайне серьёзная ситуация, туда дополнительно были направлены более 450 человек, в том числе авиапожарные из соседних регионов и федерального резерва, а также специалисты краевого Лесопожарного центра. Но в случае необходимости для тушения пожаров будут привлечены самолёты и вертолёты МЧС России.
Большая часть возгораний находится в отдалённых и труднодоступных районах Эвенкии, где практически нет населённых пунктов, объектов экономики и ценных лесов. Но бороться с такими пожарами крайне сложно. Дело в том, что там нет дорог, и доставить тяжёлую технику туда просто невозможно. Как правило, в таких случаях применяются превентивные меры борьбы: создаются минерализованные полосы, причём вручную, проводится встречный отжиг, очистка территории от захламлённости.
Авиация подключается, когда требуется помощь наземным группировкам. Однако в связи с труднодоступностью очагов и сильной задымлённостью авиация не всегда может вылететь на место пожара. Согласитесь, что в таких случаях важна безопасность пилотов. Конечно, для тушения можно использовать и самолёт-зондировщик, который вызывает осадки, но такой способ эффективен при условии, что есть облака с определённым запасом влажности, что бывает не всегда. В последние дни зондировщик работал в Эвенкии и Иркутской области.
- Не менее важный вопрос, который будоражит умы: почему правительство края и министерство экологии не ввели режим НМУ, как только началось задымление?
- Это компетенция ФГБУ «Среднесибирское УГМС», которое строит свою работу на федеральных нормативах. По мнению специалистов УГМС, до 26 июля условий для введения режима НМУ в Красноярске не было. Губернатор ещё 24 июля обратился к руководству ведомства с просьбой рассмотреть возможность введения режима неблагоприятных метеорологических условий, чтобы снизить воздействие предприятий на окружающую среду. Обратился глава региона и к руководителям промышленных предприятий, попросив снизить выбросы в период задымления - 11 из них уже пошли навстречу. Среди них Красцветмет, РУСАЛ Красноярск, СГК, Красноярский ЭВРЗ, КраМЗ.
Нам скрывать нечего
- Что вы можете ответить на обвинения в том, что пожары якобы возникают там, где пытаются скрыть незаконные вырубки леса?
- Повторю, что основная часть лесных пожаров, в том числе верховых, зафиксирована на отдалённых и труднодоступных участках края, где фактически нет дорог и не ведётся лесозаготовка, поэтому скрывать там нечего. Инспекторы министерства и КГКУ «Лесная охрана» проводят обязательные проверки, чтобы установить, были незаконные рубки или нет. Проверяют законность лесозаготовительных работ и сотрудники правоохранительных органов. С полной ответственностью могу сказать, что осмотры мест лесных пожаров подтвердили: в 2018 и 2019 году незаконной заготовки леса не выявлено.
- И всё-таки в крае горит почти миллион гектаров леса, а ведь сибирскую тайгу называют «лёгкими земли».
- Соглашусь, что ситуация очень серьёзная. Но леса горят не только в Сибири. Приведу несколько примеров - просто для понимания. В Красноярском крае в прошлом году пройдено огнем 1,6 млн га - это 1% от всей площади лесного фонда, который составляет 158,7 млн га. В Канаде ежегодно выгорает 3,5 млн га, что составляет 1,1% площади лесов страны (310 млн га). В 2018 году там произошло 7067 лесных пожаров, огонь уничтожил 1921 строение.
Природные пожары уничтожают леса в США, Португалии, Франции, Испании. Просто устрашающие пожары прокатились по Австралии в 1939, 1983 и 2013 году. В штате Калифорния в США летом-осенью 2018 года в пожаре погибли более 80 человек, покинули своё жильё 300 тыс. американцев, больше 10 тыс. домов уничтожены огнём. Экономический ущерб - около 3 млрд долларов. Греция тоже в этом же печальном списке: в результате крупных пожаров в стране погибли 83 человека.
- А что происходит сейчас в эвенкийском посёлке Куюмба, к которому огонь приблизился на 15 км и вызвал панику среди жителей?
- Уже 18-19 июля туда были направлены дополнительные отряды спасателей, которые провели встречный отжиг и сняли угрозу наступления пожара. Между лесом и посёлком оперативно был создан противопожарный разрыв шириной от 30 до 40 м.
Отмечу, что в Эвенкию были передислоцированы более 240 лесных пожарных. По данным Территориального центра медицины катастроф на 28 июля, в районные больницы севера края пациенты с отравлением от дыма не поступали.