Проблема чёрного неба в Красноярске, несмотря на все усилия властей, экологов, руководителей крупных предприятий и контролирующих органов, до сих пор остаётся актуальной. На прошлой неделе состояние воздуха в столице региона исследовало российское отделение «Гринпис».
Транспорт ни при чём
Журналист «АиФ на Енисее» прокатился по городу вместе с руководителем отдела исследований российского отделения «Гринпис» Еленой Васильевой.
Точками наблюдения стали четыре самые обсуждаемые в плане экологии территории Красноярска: ул. Полигонная, д. 8 (там находится мясное производство ООО «ЯРСК»), ул. Пограничников, 40 (РУСАЛ Красноярск), ул. Пограничников, 40Нс29 (промзона за Солнечным), ул. Фестивальная, 4 (ТЭЦ-1). Перед визитом эксперта прошёл дождь, показатели должны быть чище, чем обычно, но, по её словам, пробы всё равно взять надо: будет понятен общий фон. И тогда, если измерить показатели во время режима НМУ, станет видна разница.Пока мы едем на Полигонную, задаю волнующий вопрос: про вклад автомобилей в загрязнение красноярского воздуха.
«Мы проводили исследование в апреле, мае и июне. Три раза в сутки делали замеры в трёх городах - Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске, и сравнивали их с показателями автотрафика. Исследование показало, что в столице показатели содержания вредных веществ росли сразу же, как только рос трафик на дорогах. В Петербурге они росли незначительно, иногда не менялись. А в Красноярске автомобильный трафик совершенно не влиял на показатели. Мы начали снимать данные ещё и по ночам. Оказалось, что с 22.00 показатели начинали расти и зашкаливали в середине ночи», – ответила Елена Васильева.
На месте эксперт достала переносной газоанализатор ГАНК-4. Анализ воздуха выглядит так: в прибор вставляется химическая кассета, каждая определяет только одно вещество, всего в чемодане их пара десятков. Через шланг воздух всасывается в прибор и анализируется каждые 10 секунд. Спустя 4 минуты выдаётся средний результат. Чтобы определить следующее вещество, нужно поменять кассету. На измерение 18 различных соединений в воздухе только в одной городской точке уходит полтора часа.
Битва за ПДК
Пока прибор стрекочет, спрашиваю о предельно допустимой концентрации вредных веществ, которую Роспотребнадзор значительно ослабил за последние годы. Фенол, формальдегид, метилмеркаптан считаются ядом, который снижает иммунитет и вызывает интоксикацию. По новым нормативам, метилмеркаптана может быть в 660 раз больше, чем это разрешалось в 1999 году. 50 млн жителей были подвержены риску влияния формальдегида в своих городах, после повышения ПДК таких осталось 20 млн.
«Мы отобрали 50 канцерогенов и посмотрели, насколько действующие ПДК соответствуют тому, какими они должны были бы быть с применением методики оценки риска для здоровья. Пересчитали и получили потрясающие цифры: по некоторым веществам Роспотребнадзор разрешил превышение в сотни раз выше безопасного. За ПДК мы бились несколько лет, трясли Роспотребнадзор, чтобы они обосновали повышение допустимой концентрации. В итоге это дошло до президента, генеральный прокурор получил от него поручение проверить обоснованность повышения. Наши многолетние усилия не прошли даром – с 1 марта этого года действуют новые ПДК, часть из них Роспотребнадзор изменил в точности с нашими требованиями», – пояснила эксперт.
В это время прибор начинает пищать: оказывается, в первой точке превышено содержание меркаптана в 1,2 раза. Как говорит Елена Васильева, в красноярской системе мониторинга его попросту не учитывают. По остальным веществам фон ровный, примерно 25% от предельно допустимой концентрации. Такой же результат мы получаем спустя 6 часов в остальных точках. Ночью в тот же день Елена Васильева приехала на правый берег в район ТЭЦ-2. Все вещества оказались в пределах ПДК, но по меркаптану (вещество, вызывающее проблемы с печенью) выявилось превышение в 3 раза.
Протоколы исследований красноярского воздуха появятся на сайте российского «Гринписа». По словам Елены Васильевой, это только первая разведка, и она вернётся для новых замеров во время режима НМУ.