Враги леса. 15 лет лес в Сибири служил источником выгоды

Огонь и вредители - вот главные враги леса. © / pixabay.com

Димитрий Маслодудов возглавил лесное хозяйство края только в январе этого года. За прошедшие 8 месяцев он познакомился с доставшимся ему «наследством» и согласился рассказать об увиденных проблемах и задачах, которые из них вытекают корреспонденту «АиФ-Красноярск».

   
   

«Долгая картошка»

Михаил Маркович, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Димитрий Александрович, любой житель края с детства знает, что «лес - наше богатство», что мы живём посреди «зелёного моря тайги». Но это устоявшиеся штампы, а как бы вы охарактеризовали современное состояние лесов Красноярского края?

Фото: Администрация Красноярского края

Димитрий Маслодудов: Чтобы представить себе реальное состояние нашей отрасли, надо знать несколько цифр. Леса занимают практически 70% территории Красноярского края. По их площади регион находится на 2-м месте в стране. У нас сосредоточено порядка 4% мировых запасов древесины! Это если говорить о нашем богатстве. Что касается состояния лесов Красноярского края, то здесь картина не столь радостная. У нас есть понятие «лесоустройство». Это система государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышение продуктивности, воспроизводство, охрану и защиту лесов. Так вот, в Красноярском крае лишь 10% площади в зоне интенсивно используемых лесов имеет актуальные материалы лесоустройства. Проблема эта уходит своими корнями в 2007 год, когда полномочия по управлению лесным хозяйством были переданы на региональный уровень. С тех пор финансирование лесоустроительных работ из федерального бюджета носит абсолютно формальный характер. 

- Лет десять назад я брал интервью у руководителя одного из лесничеств. Он тогда привёл любопытную аналогию: «Дерево - это та же картошка, только растёт долго. Сажай её вовремя, ухаживай - и получишь неисчерпаемый ценный ресурс». Вы об этом?

- Грубовато, но похоже. Сейчас лесовосстановление названо президентом России Владимиром Путиным приоритетным направлением. Глава государства призывает вспомнить об этой работе. А у нас в крае в последние 10-15 лет принцип нерасточительного лесопользования не соблюдался вообще. Лесной фонд рассматривался как источник экономической выгоды, причём сиюминутной. А вот о восполнении такого ресурса, как дерево, мало кто задумывался. Сейчас мы только начинаем делать шаги по восстановлению наших лесных питомников (в крае их насчитывается 28). Сегодня за счёт искусственного восстановления проводится 4% (!) работ по воспроизводству лесов. Перед отраслью стоит очень серьёзная задача - за ближайшие 3-4 года кратно увеличить этот показатель и достичь объёма 30-40%.

Инвестиционный интерес

- Решение масштабных задач невозможно без соответствующего финансирования. Откуда будет брать деньги ЛПК?

   
   

- Вот как раз здесь я не вижу таких серьёзных проблем. Инвесторы проявляют интерес к лесной отрасли нашего региона. Приведу одну цифру: за 2017 год в Красноярском крае объём инвестиций в сфере деревообработки увеличился более чем в 3 раза: с 2,7 млрд рублей до 8,4 млрд. Сегодня Красноярский край - один из лидеров среди регионов России по числу реализуемых приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. За последние 4 года мы уже успешно завершили 5 таких проектов: построены и работают заводы по производству пиломатериалов, пеллет, фанеры. Ещё 11 находятся в стадии реализации. Суммарный плановый объём их инвестиций - 132 млрд рублей. Ряд проектов находится на стадии согласования. Отдельно отмечу, что требования к инвесторам серьёзно ужесточены, как на федеральном уровне, так и на краевом. Мы контролируем все сроки реализации, ежеквартально рассматриваем и анализируем каждый проект, проводим выездные проверки, в ходе которых на местах проверяем соответствие отчётов реальным действиям инвесторов.

- Учитывая столь мощную инвестиционную поддержку, на что вы планируете направить основные усилия по наведению порядка в отрасли?

- Думаю, что основными векторами развития ЛПК станут глубокая переработка древесины и максимально эффективное использование лесосырьевой базы. Кстати, вопрос эффективности, пожалуй, здесь более важный и многогранный. Нам необходимо лучше использовать отходы древесины - причём и лесозаготовительной деятельности, и деревообработки. В настоящее время в крае перерабатывается только около 20% таких отходов. 

Проблема шелкопряда

- Говоря о лесе, нельзя не вспомнить о его природных врагах. С 2015 года край непрерывно борется с нашествием сибирского шелкопряда. Что удалось сделать?

- Нам удалось переломить тенденцию к расширению очагов сибирского шелкопряда. Этой весной в Енисейском и Северо-Енисейском районах мы фактически завершили беспрецедентную по объёмам лесозащитных работ кампанию, которую проводили в 2016-2017 гг. Всего с помощью новейших биологических и химических препаратов удалось обработать с воздуха и тем самым защитить более 1,1 млн га лесов, в том числе особо ценных. Всего в ходе кампании по борьбе с вредителем Красноярский край получил на проведение авиационной обработки заселённых сибирским шелкопрядом лесных участков более 1 млрд рублей, в том числе 400 млн из краевого бюджета. Эффективность проведённых мероприятий составила 96% - такой хороший показатель обеспечили сразу несколько факторов: это высокий уровень организации работ, соблюдение технологии производства обработки и препараты.

А на будущее мы планируем строительство в Енисейском районе предприятий лесохимической промышленности, проведение систематических научных исследований для разработки и внедрения новых современных технологий, позволяющих получать продукцию промышленной переработки из неликвидной древесины, обеспечение пожарной безопасности и обустройство противопожарных разрывов на территориях, граничащих с очагами распространения вредителя.

Самое главное для нас - это то, что лесная отрасль остаётся одной из важнейших и социально значимых в крае. В прошлом году был зафиксирован рост объёмов отгруженной продукции, а главное, впервые с советских времён в регионе на четверть вырос объём заготовки древесины! 

Кстати
В 2018 году в Красноярском крае планируется восстановить лес на площади 62 тыс. га, что на 20% больше, чем в 2017 году. Объёмы выращивания посадочного материала увеличат на 22% - до 25 млн шт. В 2028 году объёмы заготовки лесных семян увеличатся на 36%. Сейчас в крае создан резерв семян мелкохвойных пород (5 тонн) - на случай отсутствия урожая. Это полуторагодовая норма годового запаса.