Заводской улов. На Таймыре построят заводы по разведению ценных пород рыб

На севере Красноярского края ценные породы рыб предпочтительнее выращивать на заводах, а не выпускать в водоемы. Озера и реки Таймыра обладают малой кормовой базой. Так считают ученые СО РАН.

   
   

Как в Норвегии

О том, что на Таймыре может появиться два завода по разведению ценных пород северных рыб, стало известно в июне. Тогда о такой необходимости заявил руководитель Росрыбаловства  на совещании по вопросам ликвидации последствий разлива дизельного топлива под Норильском. Президент «Норникеля» Владимир Потанин сообщил, что компания готова реализовать эти проекты.

«Если мы хотим эксплуатировать водные биологические ресурсы, то лучше эту рыбу выращивать в заводских условиях, а не выпускать ее в водоемы, где она для начала умрет от голода. Как сделали в Норвегии с семгой, там 90% этой рыбы выращивают, а наша рыба ценнее семги», - считает заведующий лабораторией экспериментальной гидроэкологии Института биофизики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) Михаил Гладышев.

По словам ученого, в северных водоемах недостаточно пищи для рыбы. При этом выпуск мальков возможен только после восстановлении кормовой базы. «Нужно подождать, когда кормовая база восстановится, оценить, посмотреть какие виды туда запускать и только после этого, с точными расчетами, осуществлять. Через год-два эти расчеты можно будет сделать», - сказал Гладышев.

Например, кормовая база водоемов в районе Усинска (Республика Коми), где в 1994 году был крупный разлив нефти, восстановилась уже через год, количество зоопланктона и зообентоса резко росло еще нескольких лет.

Не рыбное Пясино

Наибольшие опасения у экологов вызывало возможное попадание нефтепродуктов с загрязненными водами реки Амбарная в озеро Пясино, которое эксперты называли ценным рыбохозяйственным объектом.

«В озере Пясино лов рыбы промысловый прекратился в 1956 году. С тех пор во всех документах озеро Пясино называется непромысловым и безрыбным. Безусловно, там есть ценные виды рыб: муксун, пелядь, ряпушка, хариус, сиг и чир, но там не ведется промысловый лов, их очень мало», - пояснил Гладышев.    
   

Проведенные исследования экосистемы озера показали, что в нем не может быть большого количества рыбы. Из-за малой глубины оно сильно промерзает зимой и пересыхает летом.

Напомним, в начале сентября завершился полевой этап Большой Норильской экспедиции, организованной компанией «Норникель». За месяц группа ученых из 14 институтов Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) преодолела свыше 1000 км маршрута и взяла более 500 кг необходимых проб. Скоро начнется следующий этап экспедиции – лабораторные исследования и комплексный анализ данных. Для реализации масштабных планов освоения Арктики важно знать, какие геологические и биохимические процессы стали следствием климатических и антропогенных изменений. «Норникель», как лидер промышленного развития региона, осознает свою ответственность и намерен пересмотреть существующий подход к промышленной экологии, опираясь на результаты Большой Норильской экспедиции.