«Не лечили пневмонию». Что важно знать больному ОРВИ до похода в поликлинику

Рентген поможет выявить пневмонию. © / ru.freepik.com

Во многих регионах сейчас фиксируется рост количества заболевших ОРВИ и пневмонией. Так, только в Красноярском крае за неделю регистрируют по 12 тысяч инфицированных. Многие предпочитают лечиться самостоятельно, что делать категорически нельзя. Но бывает и так, что пациента «отфутболивают» в поликлинике, а он не знает свои права. Потом все заканчивается тяжелой пневмонией или другими осложнениями.

   
   

Корреспондент krsk.aif.ru на конкретном примере разобрал, как сделать так, чтобы не запустить болезнь.

Просмотрели осложнения

У красноярца Сергея поднялась высокая температура и начался сильный кашель. Через портал «Госуслуги» он вызвал врача на дом. Но тот не пришел, а позвонил по телефону и сказал, что достаточно устной консультации.

Рекомендации не помогли. Сергей пошел в поликлинику без записи. Там его отправили в кабинет, где принимают пациентов с температурой и другими признаками ОРВИ. Дежурила фельдшер. Прослушивать легкие медик не стала, сказав, что она не врач и это не в ее компетенции. Но выписала направление на рентген. Снимки красноярцу сделали в нескольких проекциях, пневмонию не выявили.

Между тем, мужчине становилось все хуже. Он задыхался от кашля. Температура каждый вечер поднималась выше 39 градусов.

Сергей снова пошел в поликлинику и записался на прием к участковому терапевту. Только в этот раз врач послушала, как дышит пациент и как работают его легкие. Оказалось, что все плохо - подозрение на пневмонию. Анализы, которые специалист назначила, показали сильное воспаление. Были выписаны антибиотики, которые борются с бактериальной инфекцией. Через неделю с начала их приема, мужчина пошел на поправку.

Знать свои права пациента

Как кажется Сергею, на данный момент  эпопея с болезнью для него почти закончилась. Но он бы мог вылечится раньше, если бы сразу к нему проявили больше профессионального внимания медики. Это следует из ответов на вопросы корреспондента krsk.aif.ru главного внештатного специалиста по поликлинической работе министерства здравоохранения Красноярского края Татьяны Черных.

   
   

- Может ли врач консультировать пациента, который его вызвал на дом, по телефону?

- Когда врача пациент вызвал на дом, ему могут перезвонить и уточнить повод, состояние и тому подобное. И если пациенту действительно требуется медицинская помощь, к нему должен выехать врач или фельдшер. Просто проконсультировать по телефону специалист не может. Он должен осмотреть больного.

- Действительно ли, на приеме медицинский работник не обязан прослушивать легкие?

- В кабинете для приема пациентов с повышенной температурой фельдшер или врач обязаны провести полноценный прием. Специалист должен собрать жалобы, анамнез, то есть узнать о начале и развитии симптомов, контакте с инфекционными больными, вакцинации и проводимом лечении. Осмотр пациента, в том числе аускультация (прослушивание) легких, обязательны!

- Рентген может выявить пневмонию?

- Пневмония определяется клинически при осмотре и аускультации (прослушивании) легких пациента. Подтверждается обязательно рентгенологическим исследованием. Изменения в легких, характерные для пневмонии, хорошо видны при проведении рентгенологического исследования в нескольких проекциях. В сложных диагностических случаях по назначению врача проводится компьютерная томография.

- Как вовремя определить пневмонию?

- Чтобы не пропустить пневмонию и другие осложнения, необходимо своевременно обращаться в поликлинику при появлении признаков ОРВИ. Кабинеты приема пациентов с повышенной температурой и признаками респираторных вирусных заболеваний работают в часы работы поликлиник. Сейчас кроме осмотра пациента медработником, проводится забор мазков на коронавирус.

- Пневмонию можно лечить амбулаторно, то есть на дому?

- Пневмония в зависимости от степени тяжести, возраста, наличия сопутствующих заболеваний, беременности и т. п. может лечиться амбулаторно, в дневном или в круглосуточном стационаре. Показания для госпитализации определяет лечащий врач или фельдшер.

Добавим, если понимаете, что нарушаются ваши права пациента нужно обратиться с жалобой к руководству лечебного заведения или в свою медицинскую страховую компанию – ее название и контактные телефоны есть на полисе ОМС.