Если хочется, поплачь. Что делать, чтобы ребёнок рос счастливым?

По мнению психологов, к низкой самооценке ребёнка может привести сравнение с другими детьми. Следует сравнивать поступки ребёнка с его же прежними поступками. Например: «Сегодня буква «Д» в прописи лучше, чем неделю назад». © / pixabay.com

Психологи дали миллион советов по воспитанию детей. Как правило, они фундаментальные, сложные, но только не все взрослые умеют планомерно и долгосрочно идти к результату, им нужно прямо сейчас и сразу сделать своего ребёнка счастливым. О том, как эффективно и незамедлительно дать ему перспективы вырасти счастливым взрослым, рассказала клинический психолог Мария Скоробогатова.

   
   

Кто имеет право на чувства?

Абсолютно счастливый ребёнок – картина страшная, он ведь может сказать: «Хочу мультики неделю смотреть без перерыва!» – или в доме может поселиться слон, а может, он захочет для полного счастья прыгнуть со шкафа с зонтиком. Ни один родитель на это не пойдёт. Да и мам с папами тоже жалко, ведь с ног собьются, исполняя желания любимого чада. Вывод напрашивается сам собой: иногда и погрустить полезно.

Ребёнок может испытывать и негативные эмоции. Бывают ситуации, когда ему необходимо пережить что-то, например, расставание с мамой в детсаду или отказ в чём-то опасном. Только родители упрямо бегут успокаивать, некоторые даже криком, стыдом: «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик!» Но в слезах и разочаровании нет ничего страшного: наоборот, принимая слёзы ребёнка, на первый взгляд, из-за каприза, вы даёте ему понимание, что его любят в любом состоянии, даже если он не в духе. Это уже вопрос принятия и безопасности.

Счастливый человек имеет право ошибиться, передумать, быть неудобным окружающим, не соответствовать чьим-то ожиданиям. Если бы взрослые это понимали, вокруг было бы гораздо больше счастливых людей. Есть разные дети: с моторной неловкостью, гиперактивные, которые не могут сидеть на месте, эмоциональные. И если ребёнок плачет, это совсем не значит, что родитель, который не может его успокоить, плохой, просто дети тоже имеют право чувствовать: грустить, например.

Почему родители не понимают?

В первую очередь счастливый ребёнок тот, кто находится в безопасности рядом со своими взрослыми. Если он увидит, что мама или папа не могут его защитить, в нём проснётся страшная неуверенность, и доверительным отношениям придёт конец. И отсюда уже можно плясать в сторону секретов от мамы и папы, что может стать причиной серьёзных проблем.

У ребёнка должна быть возможность сказать и быть услышанным – это и есть прямой путь к счастью. Он должен иметь возможность прийти и рассказать о своей проблеме, получить помощь в её разрешении и понимание со стороны взрослого: надо не ругать, а выслушать. Тут с реакцией мамам и папам лучше не перегнуть и действительно посочувствовать ребёнку, если он переживает. Нам хорошо знаком случай из детства, если не у всех, то у многих он был: разбил коленку, но домой не пойду, потому что отругают и больше не отпустят гулять, или «за двойку меня убьют». Конечно, никто никого не убивал, но мы боялись расстроить родителей: очевидно, такие реакции они выдавали. Ругая детей за их эмоции, мы сами учим их неадекватности, они не могут потом разобраться в том, что чувствуют.

Когда «спасибо» окрыляет?

Всё, как в пирамиде Маслоу. Если ребёнок не испытывает недостатка в сне, пище, одежде, если порядок со здоровьем, его безопасности ничто не угрожает, о нём заботятся и поддерживают, когда он расстроен, возникает потребность в уважении и признании. Чтобы и здесь он чувствовал себя счастливым, обязательно хвалите его – это секундное дело, зато как настроение улучшится!

   
   

Ребёнок, к примеру, захотел помочь маме на кухне. Почему бы не позволить ему вымыть посуду? Да, возможно, её придётся перемыть, не исключено, что вокруг будет вода, но он будет невероятно счастлив, когда услышит от мамы: «Какой ты у меня помощник! Спасибо тебе за помощь!» Про слова «спасибо» и «пожалуйста» тоже не стоит забывать, говорите их ребёнку при случае: уважительное отношение взрослых даёт плюс к самооценке и окрыляет.

Как обуздать эмоции?

Дети бывают разные. Ребёнка нужно научиться чувствовать. Очень часто за агрессией стоит страх, он от чего-то вынужден защищаться. За капризами может скрываться злость или сильная грусть от того, что что-то невозможно, и часто родители не могут это дифференцировать. Тут нужно уже приложить небольшие усилия и хорошо по­думать, почему ребёнок выдаёт негативные реакции. Если вы поняли, что он плачет из-за того, что что-то невозможно (например, привести домой слона), посочувствуйте ему, попереживайте вместе с ним, позвольте ему это пережить. Дети должны сталкиваться с чем-то невозможным, скажите ему: «Да, так бывает. Не всё, что ты задумал, будет получаться, и это нормально. Это совсем не значит, что ты какой-то плохой».

Ну и для полного счастья ребёнку нужно обуздать свои эмоции. Важным навыком в будущем для него станет адекватное соизмерение силы эмоции. Например, если у него отобрали игрушку, а он в ответ укусил обидчика, следует объяснить, что произошло, а не ругать. Правильно: «Ты очень разозлился, у тебя забрали машинку, и поэтому ты укусил. Давай ты попробуешь говорить, если тебе что-то не нравится». Так мы учим ребёнка нормальной реакции. Зачастую дети просто не понимают, как они должны поступить, правильное поведение надо проговаривать. Обычно взрослый просто ругает малыша: «Ах ты, какой нехороший, кусаешься!» – при этом нет инструкций, как поступать.

Кстати
По мнению психологов, к низкой самооценке ребёнка может привести сравнение с другими детьми. Следует сравнивать поступки ребёнка с его же прежними поступками. Например: «Сегодня буква «Д» в прописи лучше, чем неделю назад».