Химией, радиацией и добрым словом. Как лечат больных раком в Сибири?

С каждым годом у больных раком появляется больше шансов на спасение. © / Николай Петров / АиФ

Онкологический диагноз для многих звучит, как приговор. В нашей стране такие больные занимают второе место по смертности. Учёные и медики бьются над тем, чтобы понять природу происхождения онкологии и найти стопроцентные способы борьбы с этим заболеванием. Универсального лекарства человечество пока не изобрело. Но сегодня врачи уже успешно лечат тех, кого раньше считали безнадёжными. Корреспондент «АиФ-Красноярск» рассказывает о последних достижениях медиков.

   
   

Прогресс побеждает болезнь

В Красноярском крае с каж­дым годом количество тех, у кого обнаруживают раковые опухоли, становится больше. За прошлый год страшный диагноз поставили 11 тыс. человек. При этом у некоторых выявили сразу несколько новообразований. В нашем регионе заболеваемость выше, чем в целом по стране.

Онкологи говорят, что рост числа заболевших вызван объек­тивными причинами. Во-первых, население планеты стареет, а средний возраст тех, кому ставят этот диагноз, сейчас 64 года. Во-вторых, современные методы диагностики позволяют выявлять рак на ранних стадиях.

«В последнее время сделан большой прогресс в лечении злокачественных новообразований, - рассказывает главный врач Красноярского краевого онкодиспансера Андрей Модестов. - Могу сказать, что большинство передовых методик в медицине и фарминдустрии применяются именно в онкологии. При этом сейчас мы не просто закупаем сырьё для дженериков из-за рубежа, но производим и отечественные лекарства».

Если раньше «химию» назначали для облегчения страданий пациента, то теперь она помогает бороться с самим заболеванием. Так, в арсенале краевого онкодиспансера сегодня 420 различных схем противоопухолевых препаратов, среди которых есть и дорогая таргетная терапия, которая воздействует локально на опухоль, не задевая здоровые ткани. Также в диспансере работает программа раннего доступа: врачи используют новейшие разработки учёных.

Ведутся в крае и собственные исследования по созданию препаратов от рака. Так, на базе завода «Радиосвязь» тестируются «цифровые» лекарства - они сейчас проходят испытания на животных. Горно-химический комбинат может стать площадкой для производства изотопа «Рений-188», который нужен для борьбы с раком печени. 

   
   

«В этом году финансирование лечения онкобольных в крае увеличили в два раза - выделили 4 млрд рублей. Это поможет нам закупать дорогостоящие препараты и активнее лечить тех, у кого онкология выявлена на последних стадиях», - сообщил Модестов.

Кто ответит на вопросы? 

«Когда мне поставили диагноз и начали делать химиотерапию, возникло много вопросов: начиная тем, как может развиваться болезнь, заканчивая той же диетой, - рассказывает пенсионерка Валентина. - Но врачи на приёме обычно отмахиваются. Я отчасти их понимаю: такой поток пациентов, у них времени на всех не хватает. Но всё же мы и так испытываем стресс, хочется ведь человеческого участия…» 

По словам Модестова, какого-то специального регламента по общению с пациентами у врачей нет. Но люди однозначно должны получать ответы на все свои вопросы. Тут, конечно, срабатывает человеческий фактор и со стороны медработников (вместо положенных 20 пациентов за сутки они могут принимать в два раза больше), и со стороны самих онкобольных (растерянность, нежелание слушать и прочее). 

Отчасти решить эту проблему должна недавно созданная в диспансере клиентская служба. При ней есть кол-центр, специалисты которого должны отвечать на любые вопросы, незримо вести пациента. Кроме того, эта же служба следит за лекарственным обеспечением и вообще контролирует процесс лечения всех больных.

Также в диспансере работают психологи. Помимо психологической помощи они оказывают и информационную поддержку.  

«Попасть к нам на приём любой иногородний может в первый же день обращения, красноярцы - через один-два дня, - рассказывает клинический психолог Василина Шабалина. - Для этого нужно записаться в регистратуре. Для человека постановка онкологического диагноза - стресс. А должная поддержка есть не всегда. Даже напротив, на той же работе многие сталкиваются с негативным отношением со стороны руководства и коллег. Заболев, человек лишается многого. Он начинает думать: как же мои дети, как ипотека, что будет с работой? Со всем этим ему нужно помочь разобраться и заполнить пустоту, адаптировать его к новым условиям. Также мы стараемся ответить на все вопросы, даже если они совсем не из области онкологии (например, связаны с оформлением каких-то документов). У нас есть служба сопровождения - это те, кто уже прошёл через борьбу с онкологией. Они буквально за руку могут водить пациента, вместе с ним быть на той же химиотерапии, рассказывают о своём опыте… Также мы работаем и с родственниками. Могу сказать: женщины, которые 8 лет назад пришли ко мне в группу, все живы, кто-то смог вернуться к привычному до постановки диагноза образу жизни».

Для пациентов организованы различные групповые занятия: арт-терапия, йога, бассейн. Проводятся даже встречи со стилистами, которые объясняют, какой лучше купить парик (их цена, оказывается, может доходить до 15-20 тыс.), как обойтись совсем без него, а красиво носить платки.

Кстати, в этом году организовали первую мужскую группу. Раньше представители сильного пола неохотно шли на контакт с психологом, считая, что со всем могут справиться сами. Теперь спрос на такую помощь появился и у них.

Поддержка равных

«В 2015 году я обнаружила у себя в груди шишку, пошла на обследование, и мне поставили диагноз «рак молочной железы», - делится своей историей 52-летняя Галина. - Сразу сделали операцию. Конечно, у меня шок, потерянность. На работе уволили - там физический труд, я не подходила. Но взрослые дети и муж поддержали. Ещё мне очень помогли волонтёры, те, кто уже прошёл через борьбу с онкологией. Например, после удаления груди я бы никогда не смогла одна отважиться пойти в бассейн. А с такими же женщинами, как я, пошла. Теперь уже не стесняюсь и одна ходить… Сейчас я нахожусь под наблюдением, пью гормональные препараты (их в течение пяти лет нужно принимать). Болезнь больше никак себя не проявляла. На работу вновь не устроилась, вышла на пенсию». 

Галина сама стала равным консультантом, то есть теперь помогает другим справиться с недугом. Волонтёров готовят в рамках благо­творительной программы «Женское здоровье». Работают они в тесном контакте с психологической службой диспансера.

«Пока у нас семь обученных консультантов, - объясняет руководитель организации «Вместе против рака» Татьяна Золоторёва. - На Смоленской волонтёры помогают по вторникам и пятницам. Также отвечаем на вопросы в наших чатах. В ближайшее время планируем запустить ресурс в Интернете, где на одной площадке соберём пациентов, консультантов, врачей».