Не знал, что смертельно болен. Как спасали красноярца с аневризмами в мозге

Нейрохирурги Красноярской краевой клинической больницы провели уникальную операцию и спасли жизнь жителю Назаровского района. © / Сергей ГОЛОВАЧ / АиФ

Нейрохирурги Красноярской краевой клинической больницы провели уникальную операцию и спасли жизнь мужчине из Назаровского района. Сибиряк даже не знал, что из-за лопнувшего сосуда у него произошло кровоизлияние в мозг.

   
   

Свет погас…

Операционный стол, яркий свет прожекторов, люди в белых костюмах, масках и перчатках… Это всё, что увидел Александр перед тем, как провалиться в бессознательное состояние.

Этот случай – в буквальном смысле история спасения. Житель Назаровского района, которому всего 38 лет, даже не подозревал, что в его голове тикает «мина замедленного действия». В один из дней она сработала.

Однажды он проснулся с невыносимой головной болью, вызвал скорую. Обезболивающий укол сначала притупил боль, потом она во­зобновилась с новой силой. Компьютерная томография выявила у мужчины серьёзное заболевание головного мозга. Александра срочно доставили в Красноярскую краевую клиническую больницу на вертолёте санавиции.

«С момента, как меня повезли к вертолёту, до операции больше не вставал, меня везде на носилках и каталках возили. Очень много было обследований, объяснили, что готовят к срочной операции. Потом привезли в операционную. Маска – и всё, свет погас», – вспоминает мужчина.

Как выяснили врачи, у пациента было две аневризмы сонных артерий - справа и слева, а нестерпимую головную боль вызывал лопнувший сосуд головного мозга. Ситуация осложнялась тем, что точно определить, какая из сонных артерий разорвалась – справа или слева – и вызвала кровоизлияние, было невозможно даже с помощью компьютерной томограммы. А потому требовались две трепанации черепа. Это двойной риск и очень высокая травматичность для больного. 

«Чтобы не подвергать пациента двум операциям, избавив от риска повторного разрыва, который в 70% случаев заканчивается летально, было принято решение о совместной операции бригад нейрохирургов и рентгенхирургов в гибридной операционной», – рассказывает врач-нейрохирург, профессор Павел Шнякин.

   
   

«Буду жить, как жил»

Операция длилась почти четыре часа. Так как риск нарушения кровотока в сонной артерии пациента был крайне высок, она проводилась под рентген-контролем. Только с четвёртого раза нейрохирургам удалось полностью, как говорят медики, «выключить» первую аневризму и сохранить проходимость сонной артерии.

Бригада рентгенхирургов во главе с заведующим отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения Никитой Литвинюк успешно закрыла вторую аневризму внутренней сонной артерии с противоположной стороны с помощью эндоваскулярных инструментов, зайдя через сосуды нижней конечности. Таким образом, удалось избежать второй трепанации, и уже через сутки после вмешательства Александра перевели с искусственной вентиляции лёгких на самостоятельное дыхание, а затем из реанимационного отделения в обычную палату – в ясном сознании и с полным сохранением неврологических функций.

Ещё три-четыре года назад больному с таким диагнозом, как у Александра, помочь было бы крайне затруднительно. После открытия нового хирургического корпуса краевой больницы, оснащённого новейшим медицинским оборудованием, это стало возможным. А позволяет проводить гибридные операции под контролем рентгена и 3Д-визуализации внутренних органов и тканей роботизированный ангиографический комплекс.

Стоит добавить, что буквально за несколько дней до этого случая в краевую больницу поступил рентгенпрозрачный головодержатель – специальная ортопедическая конструкция, которая незаменима при выполнении сложных высокотехнологичных операций для прочной фиксации головы во время их проведения.

Фото: АиФ/ Сергей ГОЛОВАЧ

Через полторы недели пациент отправился домой, где его ждали жена Татьяна и 13-летняя дочь Настя. Александр, который трудится механизатором, говорит, что очень хочет выйти на работу, тем более что в ближайшее время ему предстоит сдавать экзамен по новой технике, которую он осваивает. Кроме того, впереди полевые работы и посевная.

«Головной боли после операции не было и нет, пока только ощущается шов. Чувствую себя хорошо, нет ни головокружения, ни дезориентации. Конечно, ещё надо пройти лечение, буду наблюдаться у врача по месту жительства. Ну и дальше буду жить, как жил, работать», – уверен мужчина.