Управление гневом. К чему могут привести негативные эмоции?

Гнев разрушает всё на своём пути. © / Shutterstock.com

На протяжении всей своей жизни человек испытывает множество эмоций. Самой опасной из них считается гнев. Он буквально распирает изнутри и разрушает жизнь. Именно в таком состоянии люди способны неумышленно причинить вред другим. О том, чем опасна неспособность контролировать свои эмоции, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала кандидат психологических наук, директор УППК, бизнес-тренер Екатерина Потапова.

   
   

На пути разрушения

Кристина Смурова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Для начала давайте разберёмся, что же такое гнев?

Екатерина Потапова: Это эмоция, зачастую имеющая агрессивный характер. Точка проявления агрессии. Человек теряет способность управлять собой, не может просчитать последствия, наступает состояние аффекта. Главное - выплеснуть эмоции. У гнева есть характерные признаки: поднятые вверх руки, покраснение лица, крик, изменение формы зрачков и многое другое. С таким человеком опасно вступать в конфликт. Лучше всего промолчать или убежать от него.

- Можно ли научиться управлять гневом, чтобы не пострадать самому и не навредить окружающим?

- Практически невозможно. Возможно до наступления самого аффекта. Когда гнев наступил, то нет. В такие моменты ресурсы управления минимальны или отсутствуют вовсе. Но не нужно воспринимать негативные эмоции как что-то плохое. Например, одно из проявлений гнева - агрессия - считается одной из движущих сил развития человека. Без неё невозможна конкуренция. Другое дело, что всё это нужно направлять не на разрушение себя или подавление окружающих, а на достижение цели в спорте, бизнесе, на реализацию планов и замыслов.

Комок нервов

- Одним удаётся справиться с негативными эмоциями и выплеснуть их, а другие всё держат в себе. Опасно ли это? 

   
   

- Эмоции ни в коем случае нельзя подавлять. Сдерживаясь, человек сжимается, как пружина, но рано или поздно она разожмётся, и всё накопленное выйдет наружу. Теряя контроль над ситуацией, человек уподобляется животному. Кроме того, подавление ведёт к психосоматическим заболеваниям, таким как астма, гипертония, язва и многое другое.

- Как научиться разряжать негатив?

- Сегодня известно много различных практик. Например, йога, медитация, анализ ситуации. Важно самому найти причины агрессии, но искать их нужно не только в других, но и в себе. А найдя, начать действовать - например, поменять окружение, сменить работу и так далее. Самое страшное - это когда человек опускает руки и подстраивается под обстоятельства, не пытаясь решить проблему.

Кругом одни психи

- Сегодня общество живёт в постоянном стрессе. Любая мелочь может вылиться в конфликт, а то и мордобой. Почему так происходит? 

Признаки гнева:
Поднятые вверх руки; покраснение; пот, слёзы; изменение формы зрачка; заторможенность или, наоборот, выплеск эмоций.

- Сама жизнь - это стресс. Но у него есть и положительные моменты: он стимулирует организм на достижение цели. Однако сегодня многие, не успев выйти из одного стресса, тут же попадают в другой. А это уже опасно, так как организм не успевает полностью восстановиться. Самое неправильное - переносить свой негатив на коллег и родных. Кстати, дети очень часто становятся объектом выплеска гнева родителей, так как не могут дать отпор. В итоге у ребёнка может развиться чувство вины. 

- Почему больше всего психованных в общественном транспорте и очередях?

- Человеческое поведение регулируется как биологическими факторами: рефлекс, реагирование, - так и факторами психологическими: понимание причин, знание психологии других людей. Допустим, когда в автобусе в ваше личное пространство влезает посторонний человек - это, безусловно, раздражающий фактор, относящийся к первому виду сознания. В такой ситуации можно начать ругаться, делать замечания. Но ни к чему хорошему это не приведёт. Второй уровень помогает регулировать своё поведение. Нужно понимать, что остальные пассажиры ровно в такой же ситуации, как и вы. И ничего против вас не имеют. Нашему обществу не хватает психологической грамотности, конфликтной компетентности. Умение противостоять стрессовым ситуациям влияет не только на здоровье, но и на продолжительность жизни. Люди с высоким уровнем культуры и образования, по статистике, дольше живут.

Привет из бессознательного

- Многие люди, принимая решение, полагаются не на здравый смысл, а на чувства, эмоции. Стоит ли им доверять? 

- Эмоции - доставщик информации. Сознание может обмануть, ведь оно работает на установках и стереотипах, сформировавшихся у человека. Эмоции всегда подсказывают правильное решение. Это привет из бессознательного.

- Жизнь без негативных эмоций была бы более спокойной. Зачем они нужны?

- Чтобы чувствовать вкус жизни, нужно переживать все эмоции. Например, чтобы прочувствовать радость, надо знать, что такое горе. В обществе негатив считается чем-то неприличным. Всё больше сужаются рамки, где можно выплеснуть гнев. Даже появились гендерные стереотипы, из рода утверждений, что мужчины не плачут. Но ведь они не роботы, и ничто человеческое им не чуждо. В итоге сильный пол вынужден создавать тайные сообщества по интересам вроде рыбалки, охоты и гаража, где можно переживать свои проблемы.

Жизнь в гармонии

- Как прийти к внутренней гармонии и обернуть стрессовые ситуации в свою пользу?

- Важно научиться распознавать стресс у себя. У него есть три стадии. Первая - тревога, когда человек не понимает, что происходит. Вторая - резистенция, адаптация к сложившейся ситуации. Последняя стадия - истощение, когда измотан весь организм. Жить без стрессов невозможно, но нужно правильно к ним относиться. Например, когда на вас давят обстоятельства, вы чувствуете тревогу, на работе не всё гладко, идите гулять! Нужно уметь переключаться в любой ситуации. Судьба - это сделанный или несделанный выбор, который определяет нашу жизнь на несколько лет вперёд. И если научиться управлять своими эмоциями, то можно их смело инвестировать в будущее.

Досье
Екатерина Потапова родилась в Красноярке в 1967 году. Окончила Красноярский педагогический университет. Доцент кафедры психологии, развития и консультирования, кандидат психологических наук, директор университетской и психолого-педагогической клиники.