Единая платёжка. Объединение платежей в одной квитанции удобно всем

В первую очередь ЕРКЦ избавляет от вороха квитанций в почтовом ящике. © / «Красноярскэнергосбыт»

В Красноярском крае продолжает развиваться проект по созданию Единых расчётно-кассовых центров (ЕРКЦ). С июля новые платёжные документы начнут получать жители одного из крупнейших городов - Минусинска. О том, почему единые квитанции удобны жителям, ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям, рассказала заместитель исполнительного директора по реализации ПАО «Красноярскэнергосбыт» Юлия Смирнова.

   
   

Без вороха квитанций

- Юлия Владимировна, напомните: в чём суть создания Единых расчётно-кассовых центров?

- Такие центры создаются для того, чтобы жители получали единый платёжный документ на оплату жилищных и коммунальных услуг. По сути, это объединение ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Поэтому в первую очередь ЕРКЦ избавляет от вороха квитанций в почтовом ящике. Кроме того, появляется возможность получить консультации в «едином окне», а не искать контакты той или иной организации. Повышается прозрачность платежей, что исключает ситуацию, когда деньги вовремя не доходят до поставщика услуг.

Необходимость создания таких центров неоднократно обсуждали на уровне правительства Российской Федерации. При этом премьер-министр Дмитрий Медведев отмечал, что гарантирующие поставщики электроэнергии больше всего подходят в качестве платформы для создания ЕРКЦ, так как имеют развитую инфраструктуру, необходимую для доставки платёжных документов, сбора платежей, работы с дебиторской задолженностью.

В Красноярском крае проект заработал с 2017 года на базе компании «Красноярскэнергосбыт». Его поддерживает правительство региона.

Доступны и мобильны

- Почему ЕРКЦ прежде всего удобны жителям?

- Создание таких центров не влечёт для жителей никакой дополнительной доплаты, потому что организации таким образом, наоборот, пытаются снизить свои затраты. Помимо того что люди могут разом, по одному счёту оплатить большинство жилищных и коммунальных услуг, они получают ещё ряд плюсов. Большинство наших клиентов живёт в небольших населённых пунктах. И зачастую приём платежей происходит только в кассах организаций, поставляющих услугу. С появлением ЕРКЦ сервис значительно расширяется. У них появляются новые пункты приёма платежей - это банки, терминалы, Почта России, интернет-сервисы. Кроме того, расширяется возможность быстро получить любую консультацию. На территории края работает более 50 наших офисов. Также у нас есть возможность выездного обслуживания: в населённых пунктах, где нет необходимости присутствовать нашим специалистам каждый день, выездные специалисты обслуживают жителей по определённому графику - раз в неделю или раз в месяц. 

   
   
Фото: «Красноярскэнергосбыт»

Также у нас на территории края работает единый кол-центр. Для жителей он бесплатный. По телефону специалисты клиентов и проконсультируют, и показания приборов учёта примут. Обычно в него поступает в среднем 3 тыс. звонков в день. Но в дни передачи показаний их количество вырастает от 10 до 30 тыс. Принимать и обрабатывать информацию могут до 100 каналов. Меньше, чем 20 операторов единовременно, у нас не бывает даже в обычный день.

Помимо того что у жителей уменьшается количество квитанций, в ворохе которых можно запутаться и пропустить оплату, им теперь и документы не нужно разносить в несколько организаций. Если происходят какие-то изменения в составе проживающих: кто-то родился, женился, уехал и т. д., - достаточно об этом сообщить в наш офис, и данные для начисления оплаты поменяются у всех партнёров ЕРКЦ.

Затраты меньше

- В чём плюсы вступления в проект для ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний?

- В первую очередь это, конечно, снижение затрат: на печать, доставку платёжных документов, сбор платы за ЖКУ. Получается существенная экономия средств, которые предприятия-партнёры могут потратить на что-то полезное: обслуживание домов, модернизацию оборудования.

Факты
ЕРКЦ уже работают на 22 территориях Красноярского края. К проекту присоединилось 46 организаций, 45 тыс. клиентов получают единую квитанцию, без учёта 620 тыс. платёжных документов по капитальному ремонту, также выставляемых жителям края ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Это хорошая оптимизация всех рабочих процессов. Не нужны дополнительные сотрудники, офисы со столами-стульями и т. п. Вы, наверное, слышали про ГИС ЖКХ? Теперь у каждого ресурсника есть обязанность заливать в эту систему определённую информацию. Причём есть ограничения по срокам. Если вовремя что-то не сделал, грозит штраф в сотни тысяч рублей. Небольшим организациям всё это непросто делать. Но за тех, кто присоединился к нашему проекту, мы информацию выкладываем сами.

Объединение платежей за ЖКУ позволяет значительно повысить их собираемость. При единой квитанции уплаченная сумма расщепляется на все виды ресурсов, потребитель больше не имеет возможности выбирать, какую услугу оплачивать, а какую нет. При неполной оплате абонент становится должником, в том числе перед нашей компанией, у которой есть действенные рычаги воздействия на неплательщиков (ограничение подачи электроэнергии). Кроме того, мы по договорённости с партнёрами можем сами взыскивать дебиторскую задолженность, выступать за них в суде, работать в части исполнительного производства с приставами. Каждая организация может сама определить границы функционала, которые она передаёт в ЕРКЦ: от печати и доставки квитанций до полного спектра услуг, включающего расчёт платы, её сбор, а также работу с дебиторской задолженностью.

Кстати
Одним из самых эффективных показало себя партнёрство с ООО «Водоканал-Сервис» (Боготол). Здесь собираемость платежей выросла с 62 до 99 процентов.
Ещё один плюс для наших партнёров - они могут пользоваться всеми нашими сервисами. Тот же сайт, со сложным управлением, хранением персональных данных далеко не под силу создать и обслуживать небольшим УК или ресурсоснабжающим организациям.

Система единых платежей абсолютно прозрачна. Средства, которые поступают от абонентов, собираются на спецсчёте, с которого их невозможно потратить, кроме как пропорционально перечислить организациям - участникам проекта. То есть мы не можем их использовать на свои нужды. Поступившие деньги мы ежедневно перечисляем партнёрам. Любой участник проекта вправе проводить инспекции в любое время - наша компания обязана раскрывать всю информацию, которая касается ЕРКЦ.

Одним из самых успешных реализованных проектов стал Единый расчётно-кассовый центр в Сухобузимском районе. В него вошли такие ресурсы и услуги, как теплоснабжение, горячая и холодная вода, водоотведение, вывоз твёрдых коммунальных отходов, социальный наём муниципального жилья, взносы на капремонт.

- Про выгоды для жителей и участников-партнёров понятно. Но зачем это нужно самому «Красноярскэнергосбыту»?

- Мы таким образом тоже снижаем свои затраты по обслуживанию абонентов в части доставки, печати квитанций, так как они делятся между всеми участниками проекта. Кроме того, для нас это дополнительное общение с потребителем, мы становимся, если говорить образно, таким большим магазином в области обслуживания клиентов в части ЖКУ. Это даёт моральный стимул развивать сайт, офисы, делать их удобнее для потребителей услуг.

Справка
8 (800) 700-24-57 - телефон кол-центра. Звонки операторы принимают в понедельник-пятницу с 8.00 до 21.00.

Смотрите также: