Газификация, метро, дороги… Как будет развиваться край в пятилетку?

Развитие транспортной инфраструктуры края может сыграть большую роль в решении общегосударственных задач по «развороту на Восток». © / Правительство Красноярского края

Губернатор Красноярского края Михаил Котюков обозначил первоочередные задачи правительству. Они основаны на перечне поручений президента страны Владимира Путина, которые стали итогом совещания по вопросам социально-экономического развития региона. Решать их будут совместно с федеральными властями.

   
   

Поддержка президента

В августе на совещании с президентом и министрами правительства РФ Михаил Котюков озвучил свои предложения по развитию края. Все инициативы были поддержаны главой государства.

Среди них строительство дорог в обход Ачинска и Нижнего Ингаша, развитие комплекса международного аэропорта Красноярск, строительство линии метро, расширение железной дороги на участке Красноярск-Восточный – Красноярск-Северный, создание центрально-евразийского транспортного коридора, газификация региона и другие проекты.

Глава региона подчеркнул, что сформировать предложения по выполнению поручений президента нужно в сжатые сроки. Они должны найти отражение в федеральном бюджете и инвестиционных проектах госкорпораций.

Разворот на восток

Так, предложения по строительству автомобильных дорог в обход Ачинска и Нижнего Ингаша для транзитного грузового транспорта должны быть готовы до 15 декабря 2023 года уже на федеральном уровне. Необходимо определить сроки, объёмы и источники финансирования. Поставлена задача ввести их в работу до 2030 года; насколько это возможно, тоже предстоит оценить. Сейчас общая протяжённость федеральной сети автодорог в крае составляет около 2 тыс. км, при этом только 6% имеют четыре полосы, на остальных движение двухполосное.

Ещё один вопрос по дорожному проекту предстоит проработать совместно с Федерацией. Речь идёт о создании центрально-евразийского транспортного коридора, который соединил бы Красноярский край, другие российские регионы, Монголию и Западный Китай. На совещании с президентом обсудили возможность проработать инициативу на предстоящем Красноярском экономическом форуме. Планируется, что будет создана экспертная площадка, на которой участники, в том числе представители федеральных ведомств и организаций, соседних регионов, проведут все необходимые расчёты и представят обоснования.

   
   

Развитие транспортной инфраструктуры края может сыграть большую роль в решении общегосударственных задач по «развороту на Восток». Например, необходима федеральная поддержка для дальнейшего развития международного аэропорта Красноярск. В ближайшие годы важнейшей задачей станет модернизация взлётно-посадочной полосы, срок эксплуатации которой рассчитан до 2027 года. Также важно завершить второй этап реконструкции перрона аэропорта.

Газ для нас

Во время августовского совещания президент поддержал Михаила Котюкова в вопросе скорейшей газификации региона. Тогда глава края сказал, что в течение пяти лет нужно завершить этот проект, чтобы магистральный газопровод прошёл через территорию региона к 2028 году – к 400-летию Красноярска.

«Сроки обозначены, ответственных президент указал в перечне. Поручаю на уровне контроля председателя правительства края совместно с «Газпромом» и уполномоченными федеральными ведомствами разработать дорожную карту реализации поручения. Главе города Красноярска, руководителям других муниципальных образований, где пройдёт газовая магистраль, необходимо откорректировать генеральные планы развития своих территорий с учётом новых возможностей», – сказал глава края.

Ответственными за выполнение президентом назначены председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер, председатель правительства РФ Михаил Мишустин и губернатор Михаил Котюков.

Из нового – предстоит разработать масштабную программу развития краевого туризма. Как считает глава региона, эта сфера должна стать отраслью экономики – с рабочими местами, выстраиванием кооперационных и логистических цепочек, развитием инфраструктуры гостеприимства, народных промыслов. Программу необходимо сформировать в кратчайшие сроки и обсудить её до конца года, заявил губернатор.

Кроме того, предстоит проработать и инициировать внесение в федеральное законодательство изменений, которые для предприятий-загрязнителей предусматривают административную ответственность за негативное воздействие на окружающую среду.

Шесть станций и пять тоннелей

Построить метро в Красноярске до 2026 года – ещё одно поручение Владимира Путина по итогам августовского совещания.

На прошлой неделе губернатор Михаил Котюков в очередной раз обсудил проект первой линии скоростной транспортной системы Красноярска с руководством компании-подрядчика, министерством транспорта края, мэрией и другими заинтересованными сторонами. Участники детально рассмотрели каждый объект, возможные технические решения и подготовку к следующим этапам строительства метрополитена. 

«К 2026 году должны быть построены шесть станций и пять тоннелей. Работы мы контролируем в ежедневном режиме, чтобы чётко соблюдать установленные сроки и не выбиваться из графика. Многие точки реализации проекта требуют решений на перспективу, поэтому мы обсудили не только текущую ситуацию, но и следующие этапы, подготовку к которым нужно начинать уже сейчас», – сказал Михаил Котюков.

На первом этапе в Красноярске возведут станции метро от улицы Высотной до улицы Шахтёров. Эта линия будет почти 11 км.

В 2026 году в Красноярске запустят первую линию метро. Фото: пресс-служба компании "Бамтоннельстрой-мост"

Из графика не выбиваются

Сейчас основные работы ведутся на площадке на улице Молокова, здесь будет станция метро «Улица Шахтёров». Недавно туда доставили тоннелепроходческий механизированный комплекс. Это один из пяти ТПМК, которые будут использоваться при строительстве красноярского метрополитена. Машина весом 480 тонн и длиной 80 метров построит тоннель длиной 3,3 км от станции «Улица Шахтёров» до ул. Карла Маркса. С её прибытием реализация проекта выходит на новый уровень. Комплекс участвовал в строительстве московского метрополитена и хорошо себя зарекомендовал. Работу планируется начать в конце декабря этого года. Здесь же метростроители завершают обустройство монтажного котлована: разработано и вывезено 90% грунта, полностью выполнена распорная система, начинается бетонирование основания котлована.

Кипит работа и на других площадках, где будет проложено метро. Так, на месте будущей станции «Площадь Революции» продолжаются археологические работы, специалисты перекладывают коммуникации. А в Солонцах возводится вахтовый городок для строителей. Все работы идут с соблюдением графика. Отметим, что проект позволит создать в Красноярске около 9 тыс. рабочих мест.

Также вопросы строительства линии скоростного транспорта в Красноярске с помощью инфраструктурного бюджетного кредита обсудили в понедельник на совещании под председательством первого заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Александра Ломакина. Ранее заявка на выделение ИБК была одобрена на президиуме Правительственной комиссии по региональному развитию.

Добавим, генеральный подрядчик строительства первого этапа линии – ГК «Моспроект-3», субпод­рядчиком выступает группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост», которая выполнит 75% строительно-монтажных работ по контракту. Эксперты «Моспроекта-3» полностью разработают проектно-сметную документацию и построят две станции: «Улица Высотная» и «Улица Копылова», перегонные тоннели и притоннельные сооружения.

Специалисты ГК «Бамтоннельстрой-Мост» возведут перегонные тоннели, станционные комплексы и притоннельные сооружения, в состав которых войдут три подземных остановочных пункта: «Вокзальная», «Площадь Революции», «Карла Маркса», а также один наземный – «Улица Шахтёров».