Сибирская теплосбытовая компания активно выступает за переход на прямые договоры с поставщиками ресурсов. Зачем это нужно и почему выгодно жителям, а также чем опасны долги за ЖКУ, у директора красноярского подразделения СГК Константина Бородина поинтересовался корреспондент «АиФ-Красноярск».
Платежная дисциплина
Станислав Ложкин, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Вы относительно недавно стали руководить теплосбытовым подразделением в Красноярске. Можете сделать какие-либо выводы по итогам работы?
Константин Бородин: На сегодняшний день перед теплосбытовым подразделением СГК стоят две важные задачи: заключение прямых договоров с жителями и сокращение дебиторской задолженности перед нашей компанией. Что касается оценки, могу сказать, что коллектив подобран сильный, профессиональный, все хорошо знают свое дело, работа организована, поэтому будем работать и решать поставленные перед нами задачи.
- Сибирская теплосбыстовая компания активно выступает за переход на прямые договоры с поставщиками ресурсов. Зачем это нужно если можно платить в управляющую компанию?
- Прямые договоры - одна из самых прозрачных схем взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. В данном случае жители четко понимают, что деньги, которые они заплатили за потребленные ресурсы (горячую и холодную воду, отопление, водоотведение), идут непосредственно в ресурсоснабжающую организацию и не оседают в управляющих компаниях. Приведу пример: в 2016 году красноярская управляющая компания «Базис» заплатила СГК за поставленные тепло и горячую воду 37, 5% от общей суммы начислений. После того, как мы перевели дома, которые эта УК обслуживает, на прямые договоры, сбор стал составлять 95%. Возможно, платежная дисциплина собственников там и раньше была высокой, а ответственность УК, к сожалению, - низкой.
На сегодняшний день у нас в обслуживании находится 170 тысяч лицевых счетов — все это жители, которые перешли с нами на прямые договоры. До конца года у нас в планах перевести на прямую оплату ресурсов ещё 130 тысяч лицевых счетов.
Получается тройная выгода: жители уверены, что их деньги за ресурсы дошли по назначению, ресурсоснабжающая организация (РСО) видит, сколько платит каждый собственник и грамотно выстраивает работу с должниками, а управляющая компания снимает с себя функцию посредника по переводу денег от жителей в РСО. Крупные управляющие компании готовы к сотрудничеству по переходу на прямые договоры. К ним относится: «МУК красноярская», и УК ЖСК. С ними у нас налажена двухсторонняя работа, например, оплачивать коммунальные и жилищные услуги можно без комиссии как в наших пунктах приема платежей, так и в пунктах приёма платежей этих УК. То же самое и с передачей показаний счетчиков.
После перехода на прямые договоры с жителями домов выстраивается другая схема работы. Нет посредника в виде УК, люди обращаются с вопросами напрямую. Эта работа требует большой клиентоориентированности, вы готовы к такому потоку?
- У нас уже есть отработанные механизмы для взаимодействия с потребителями: работают офисы обслуживания во всех районах города, действует мобильное приложение, я сам через него плачу — очень удобно. Персонал, который занимается работой непосредственно с потребителями, проходит обучение. Мы продолжаем открывать дополнительные офисы в проходных местах, таких как отделения Сбербанка. В одном месте жители смогут узнать, как появились те или иные цифры у них в платёжках и решить другие вопросы. Открытие таких офисов и расчётных касс находится в прямой зависимости от количества жителей, которые решили платить за отопление, горячую и холодную воду, водоотведение напрямую тем, кто эти ресурсы предоставляет. Чем больше домов заключает с нами прямые договоры, тем больше офисов мы открываем. До конца года мы планируем открыть минимум 2 отделения.
Жители будут продолжать очень плотно контактировать со своей управляющей компанией. За всё, что касается температуры в квартире или в подъезде дома, обращаться необходимо в свою управляющую компанию или ТСН, поскольку за комфортное проживание в доме отвечает именно жилищная организация. Если ваш дом перешёл на прямые договоры по отоплению и горячей воде, то к нам нужно обращаться по вопросам начислений платы в офисы обслуживания Сибирской теплосбытовой компании, там же можно передать показания счётчиков или получить квитанцию за коммунальные услуги. Либо по телефону +7 (391) 2-579-555.
Нужна энергоэффективность
- Проблема должников, она актуальна? Какой долг сейчас перед СГК в Красноярске?
- На сегодняшний день задолженность перед компанией по жилищно-коммунальному хозяйству в Красноярске составляет 4,5 миллиарда рублей. Одна из важных задач для нас — наладить платежную дисциплину и не допустить роста дебиторской задолженности. Ежедневно наши специалисты ведут работу по взысканию долгов. Приведу пример: На сегодняшний день уровень собираемости по коммунальным платежам составляет 97%. После получения квитанции только 70% жителей оплачивают её в срок, небольшой прирост будет на следующий месяц – это те, кто забыли либо не успели заплатить сразу. Всё остальное – это работа с должниками, то есть более 20% сбора. По каждой задолженности, которая не оплачена добровольно, компания обращается в суд. С июня 2018 года по сегодняшний день в отношении должников за отопление, горячую и холодную воду возбуждено 11 988 исполнительных производств о взыскании задолженности. Зачастую основными неплательщиками являются вполне обеспеченные граждане, которые получают приличную зарплату, ездят на хороших автомобилях и живут в больших квартирах. Подтверждение тому – количество ограничений выезда за границу. В этом году 2,5 тысяч красноярцев не смогут улететь в отпуск из-за накопленных долгов за жилищно-коммунальные услуги. Также у злостных неплательщиков изымаются автомобили. Самая крайняя мера - отключение горячей воды.
- Вопрос, который очень часто задают красноярцы: почему мы платим за отопление летом? Вообще ресурсоснабжающим организациям какой подход выгоден, когда платишь равными долями в течение года или только в те месяцы, когда есть отопление?
- Действительно в Красноярске мы платим за отопление не по факту (только в тот период времени, когда батареи греют), а в течение всего года равными частями – этот метод называется 1/12. Суть данной методики заключается в том, что предполагаемый годовой объём потребления тепла равномерно распределяется по месяцам. А потом раз в год, если дом оборудован общедомовым счётчиком (а таковых в Красноярске подавляющее большинство, проводится корректировка. При схеме 1/9, то есть по факту потребления, мы будем платить за отопление только тогда, когда оно есть. Но естественно в зимние месяцы платежи будут заметно выше, поскольку на улице холодно и тепла нужно больше. В Красноярском крае, по такой схеме платят в Канске. Перейдет ли на неё Красноярск – сложно ответить, поскольку решение по какой схеме платить за тепло принимает городская администрация.
Нам, как ресурсоснабжающей организации, нет разницы по какой схеме будет происходить оплата по 1/12 или по 1/9. Годовой объем получаемых за тепло средств не зависит от методики расчета, он всегда одинаков. Но отдельно, отмечу, если мы пройдем по городу зимой, то увидим, что у кого-то окна открыты, у кого-то заморожены полностью, и, получается, в одном случае, мы греем улицу, в другом случае «недогреваем» жителей, несмотря на то, что тепло от РСО всем подается одинаково. Для того, чтобы избежать таких ситуаций необходимы энергоэффективные мероприятия. Это всем выгодно. Ведь сумма в платежке за отопление, зависит от нескольких факторов: насколько холодная зима и насколько высока энергоэффективность дома. И если на погоду жители дома повлиять не в силах, то на энергоэффективность — вполне. Как это сделать: в первую очередь дом должен быть хорошо подготовлен к зиме: замкнут тепловой контур, то есть двери и окна в подъезде должны плотно прилегать. За подготовку дома к зиме отвечает управляющая компания, жители её работу контролируют. Зимой можно провести энергоаудит дома. Способов для этого много, есть простые, есть сложные, но один из самых эффективных и не затратных – это проверка дома тепловизором в отрицательные температуры.
Ещё один способ — установка индивидуального теплового пункта (ИТП) в доме, который автоматически регулирует температуру в доме, в зависимости от температуры на улице. Как показывает практика, в домах, где выполнены два этих условия, те же корректировки за отопление не бывают высокими.
Константин Бородин
В 1989 году получил техническое образование по специальности «тепломеханическое оборудование промышленных предприятий», в 2006 году окончил Санкт-Петербургскую академию управления и экономики по специальности «государственное и муниципальное управление». Работал техническим руководителем в одной из крупнейших жилищных организаций России, ещё ранее руководил направлением реализации ремонтных программ в теплотранспортной компании СГК. Назначен директором Красноярского филиала в 2019 году.