Будущее атомного тоннеля предложили найти красноярским студентам

   
   

Красноярск, 5 июня — «АиФ на Енисее». Горно-химический комбинат, на балансе которого находится тоннель, совместно с Сибирским федеральным университетом объя­вили конкурс студенческих работ по использованию этого сооружения. Цель конкурса - привлечь общественное внимание к промышленному наследию атомщиков.

Часть большой истории

В далёких 50-х годах, в эпоху острого противостояния Советского Союза и стран Запада, когда перед страной реально стояла угроза ядерной войны, было принято решение построить под Красноярском подземный объект - Горно-химический комбинат. В недрах горы было спрятано производство оружейного плутония. Красноярск-26, как тогда называли Железногорск, сыграл значительную роль в создании ракетно-ядерного щита СССР.

Со снижением международной напряжённости в 70-х годах встал вопрос о гражданском будущем предприятия. Рассматривалось два варианта: запуск атомной электростанции и строительство завода по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)- РТ-2. АЭС возводить не стали, разумно решив, что Сибирь богата залежами органического топлива. Остановились на втором варианте.

Частью РТ-2 должен был стать полигон глубинного подземного захоронения РАО, разработанный геологами на левой, то есть противоположной от предприятия стороне Енисея. Для транспортировки можно было построить тоннель, дюкер или подвесной трубопровод. Уже в советские времена, ещё в эпоху тотальной секретности, выбрали самый дорогой, но и самый безопасный вариант - тоннельный переход под рекой на глубине 50 метров. В 1985 году состоялась сбойка тоннеля. Однако технология переработки ОЯТ сильно изменилась, и он стал не нужен для производства - в современной технологии переработки ОЯТ жидкие отходы попросту исключены.

Забытый памятник эпохи

«Тоннель под Енисеем имеет длину 2 176 м, - рассказывает Юрий НАДТОЧИЙ, начальник отдела управления капитального строительства комбината. - Проложен он на глубине 47 м от дна Енисея. Габариты: 6 метров в ширину и 7 м в высоту. Тоннель разделён на два яруса. Нижний «этаж» объекта предназначался для прокладки спецсетей, верхний - для обслуживания, в том числе для проез­да автотранспорта».

Несмотря на то что тоннель ни дня не работал по своему предназначению, он до сих пор обслуживается. Обеспечивается охрана, откачка воды, уборка, вентиляция, освещение. По первому ярусу, где так и не проложили «спецсети», сегодня может проезжать транспорт. Например, по нему в Сухобу­зимский район с левобережья по необходимости добираются спецмашины и скорая помощь. Однако как полноценный транспортный объект он в настоящем виде рассматриваться не может. Во-первых, тоннель не вполне соответствует дорожным нормам. Во-вторых, правобережный выезд находится в промышленной зоне ГХК.

   
   

«Поднимался вопрос о консервации или вообще ликвидации тоннеля под Енисеем, - отмечает Борис РЫЖЕНКОВ, начальник отдела по связям с общественностью ГХК. - Мы считаем, что объект необходимо сохранить, и готовы рассмотреть любые варианты использования, даже самые фантастические. - В тоннеле человек испытывает интересные ощущения: 50 метров гранита над головой, сверху течёт Енисей. Поэты и художники, побывав там, ощущают приливы вдохновения».

Итоги первого этапа конкурса подведут в октябре этого года. Победители первого тура (20 человек) получат уже более серьёзное задание второго тура непосредственно на объе­кте - их пригласят в тоннель. Финал конкурса намечен на декабрь. Приз за первое место - 100 тыс. руб., за второе - 70 тыс., третье - 50 тыс. «Для студентов это уникальный шанс - во-первых, получить опыт, во-вторых, вообще проявить себя, - подчёркивает Алексей РОМАНОВ, заместитель проректора по науке и международному сотрудничеству СФУ. - На моей памяти это вообще первый случай, когда компания обратилась бы к университету с подобным предложением. Я хочу пожелать ребятам: постарайтесь максимально полно использовать этот шанс». 

Смотрите также: