Строительство самого северного моста через Енисей идёт с опережением графика. Специалисты закончили монтаж последнего пролёта, соединив два берега. Впереди ещё укладка асфальта, установка опор освещения, но основные работы завершены.
«Высокогорский мост – это шаг в будущее, который открывает дорогу к неисчерпаемым богатствам правобережья и позволяет решить многие социальные задачи», – отметил губернатор края Александр Усс после посещения объекта.
Финишная прямая
К строительству Высокогорского моста приступили в 2020 году, на год раньше изначально установленного срока. Этому способствовала настойчивость главы региона. Он смог убедить федеральный центр в необходимости форсировать проект, который ещё десять лет назад был включён в программу комплексного развития Нижнего Приангарья. По плану объект должны сдать в конце 2023 года, но строители уверены, что все работы завершат уже к осени.
«На данный момент мы закончили монтаж металлоконструкций и приблизились к строительной готовности в 88%. Возведены все 11 опор и 10 пролётных строений. Смонтирован последний пролёт моста в русле Енисея. Основной этап завершён», – отметил руководитель управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Андрей Журавлёв.
Протяжённость готового сооружения – почти 1200 м. Проезжая часть будет двухполосной, а расчётная скорость движения транспорта ориентировочно составит 80 км/ч.
«Сейчас мы ещё пешком переходим с одного берега Енисея на другой, но буквально через несколько месяцев здесь пойдут автомобили, – отметил Александр Усс. – Хочу выразить искреннюю благодарность строителям, которые справились с работами на этом технически сложном объекте, где тяжёлые природные и погодные условия, большие перепады воды – до 6 м, мощное течение реки. Отрадно отметить, что параллельно идёт строительство дорожной сети, многое уже выполнено, и в ближайшие годы мы сумеем обустроить дороги вглубь правого берега».
К переправе уже подведены правобережные подходы. Проложена дорога, которая соединяет мост с посёлком Высокогорский, построен обход. Оба дорожных объекта сданы в эксплуатацию. На левом берегу, на съезде с автодороги Красноярск – Енисейск, строители обустраивают кольцевую развязку. Началась реконструкция автодороги Енисейск – Высокогорский. Проект крупный, реализуется поэтапно. Уже заключён контракт на ремонт участка от села Потапово до села Городище. Всего же до 2027 года обновят трассу протяжённостью 47 км.
Для людей и развития экономики
Для жителей северных территорий строительство Высокогорского моста – долгожданное событие. Он обеспечит круглогодичную транспортную связь краевого центра с Северо-Енисейским районом, который пока что значительную часть года остаётся труднодоступным для автомобильного транспорта. С вводом объекта у местных жителей больше не будет острой потребности использовать паром летом и ледовую переправу зимой.
Но главное – мост очень важен для развития экономики края, в первую очередь зоны Нижнего Приангарья, где сосредоточены огромные природные богатства. Его строительство входит в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь».
В числе проектов, которые получат активное развитие, строительство золотоизвлекательной фабрики на месторождении Благодатное, освоение золоторудных месторождений Нойбинской площади Северо-Енисейского района и месторождения Ведугинское, развитие которых пока ограничено из-за труднодоступности для автомобильного транспорта.
Высокогорский мост позволит компаниям продолжить развитие действующих производств, нарастить объёмы выпуска продукции. Развитие инфраструктуры даст возможность увеличить добычу цинка, сурьмы, свинца, магнезита, талька, бокситов. А развитие крупных производств даст возможность появлению более 9 тыс. новых рабочих мест.
Путь к освоению Арктики
По словам председателя комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николая Харитонова, реализация данного инфраструктурного проекта – прямой путь к эффективному освоению арктической зоны, а значит, пользу от появления моста получит не только Красноярский край, но и вся страна.
«Мы очень давно говорим о значимости строительства в Якутии моста через Лену, но только говорим. А за Красноярский край можно уже порадоваться. Регион обладает серьёзными возможностями развития, там сосредоточены крупные промышленные предприятия, а новый мост создаёт настоящую «дорогу жизни» к труднодоступной территории: по нему пойдут грузы, будут ездить жители, качество их жизни улучшится. Красноярский мост появляется в непростых экономических условиях, но его значимость для будущего края и всей страны сложно переоценить. А темпы строительства – всего три года – сравнимы с лучшими советскими практиками создания важных инфраструктурных проектов».
«Реализация инфраструктурных проектов сама по себе создаёт рабочие места, загружает промышленность заказами и стимулирует рост спроса на товары и услуги со стороны строителей. В готовом виде транспортная инфраструктура существенным образом сокращает стоимость логистики либо вовсе смещает транспортные потоки в сторону новых объектов, что закономерно повышает инвестиционную привлекательность прилегающей территории. В последние месяцы многие регионы вынуждены сокращать вложения в строительство инфраструктурных объектов, и это касается в том числе наиболее богатых субъектов Федерации. Так что завершение строительства Высокогорского моста можно без каких-либо оговорок назвать заслугой губернатора», - считает доктор политических наук, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнёв.
Кстати, масштабную переправу в Енисейском районе возводят по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Общая стоимость работ – более 7 млрд рублей.