Мост в будущее. Строители завершили монтаж пролётов высокогорской переправы

Протяжённость готового сооружения – почти 1200 м. © / Правительство Красноярского края

Строительство самого северного моста через Енисей идёт с опережением графика. Специалисты закончили монтаж последнего пролёта, соединив два берега. Впереди ещё укладка асфальта, установка опор освещения, но основные работы завершены.

   
   

«Высокогорский мост – это шаг в будущее, который открывает дорогу к неисчерпаемым богатствам правобережья и позволяет решить многие социальные задачи», – отметил губернатор края Александр Усс после посещения объекта.

Финишная прямая

К строительству Высокогорского моста приступили в 2020 году, на год раньше изначально установленного срока. Этому способствовала настойчивость главы региона. Он смог убедить федеральный центр в необходимости форсировать проект, который ещё десять лет назад был включён в программу комплексного развития Нижнего Приангарья. По плану объект должны сдать в конце 2023 года, но строители уверены, что все работы завершат уже к осени.

«На данный момент мы закончили монтаж металлоконструкций и приблизились к строительной готовности в 88%. Возведены все 11 опор и 10 пролётных строений. Смонтирован последний пролёт моста в русле Енисея. Основной этап завершён», – отметил руководитель управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Андрей Журавлёв.

Протяжённость готового сооружения – почти 1200 м. Проезжая часть будет двухполосной, а расчётная скорость движения транспорта ориентировочно составит 80 км/ч.

«Сейчас мы ещё пешком переходим с одного берега Енисея на другой, но буквально через несколько месяцев здесь пойдут автомобили, – отметил Александр Усс. – Хочу выразить искреннюю благодарность строителям, которые справились с работами на этом технически сложном объекте, где тяжёлые природные и погодные условия, большие перепады воды – до 6 м, мощное течение реки. Отрадно отметить, что параллельно идёт строительство дорожной сети, многое уже выполнено, и в ближайшие годы мы сумеем обу­строить дороги вглубь правого берега».

К переправе уже подведены правобережные подходы. Проложена дорога, которая соединяет мост с посёлком Высокогорский, построен обход. Оба дорожных объекта сданы в эксплуатацию. На левом берегу, на съезде с автодороги Красноярск – Енисейск, строители обустраивают кольцевую развязку. Началась реконструкция автодороги Енисейск – Высокогорский. Проект крупный, реализуется поэтапно. Уже заключён контракт на ремонт участка от села Потапово до села Городище. Всего же до 2027 года обновят трассу протяжённостью 47 км.

   
   

Мнение
ЧЛЕН КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ, КООРДИНАТОР «ДЕЛОВОЙ РОССИИ» В СИБИРСКОМ ОКРУГЕ ВИКТОР ЗУБАРЕВ: «Новый мост даст импульс развития не только Северо-Енисейскому району и правому берегу Енисея, но и Мотыгинскому району, Богучанскому кластеру, где развиваются лесная промышленность, добыча золота, железной руды. Себестоимость произведённого на правом берегу продукта была очень высокой, поскольку нужно было либо использовать баржи, либо ждать зимника – а это нестабильность поставок. Появление моста полностью соответствует госплану по развитию Нижнего Приангарья. Оно же позволит вплотную заняться разработкой крупнейшего месторождения нефти на Западно-Иркинском участке Таймыра. Наконец, жители правого берега Енисея смогут в любое время выезжать в другие районы Красноярского края, не дожидаясь открытия зимника или запуска парома».

Для людей и развития экономики

Для жителей северных территорий строительство Высокогорского моста – долгожданное событие. Он обеспечит круглогодичную транспортную связь краевого центра с Северо-Енисейским районом, который пока что значительную часть года остаётся труднодоступным для автомобильного транспорта. С вводом объекта у местных жителей больше не будет острой потребности использовать паром летом и ледовую переправу зимой.

Но главное – мост очень важен для развития экономики края, в первую очередь зоны Нижнего Приангарья, где со­средоточены огромные природные богатства. Его строительство входит в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь».

В числе проектов, которые получат активное развитие, строительство золотоизвлекательной фабрики на месторождении Благодатное, освоение золоторудных месторождений Нойбинской площади Северо-Енисейского района и месторождения Ведугинское, развитие которых пока ограничено из-за труднодоступности для автомобильного транспорта.

 Высокогорский мост позволит компаниям продолжить развитие действующих производств, нарастить объёмы выпуска продукции. Развитие инфраструктуры даст возможность увеличить добычу цинка, сурьмы, свинца, магнезита, талька, бокситов. А развитие крупных производств даст возможность появлению более 9 тыс. новых рабочих мест.

Путь к освоению Арктики

 

По словам председателя комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николая Харитонова, реализация данного инфраструктурного проекта – прямой путь к эффективному освоению арктической зоны, а значит, пользу от появления моста получит не только Красноярский край, но и вся страна.

«Мы очень давно говорим о значимости строительства в Якутии моста через Лену, но только говорим. А за Красноярский край можно уже порадоваться. Регион обладает серьёзными возможностями развития, там сосредоточены крупные промышленные предприятия, а новый мост создаёт настоящую «дорогу жизни» к труднодоступной территории: по нему пойдут грузы, будут ездить жители, качество их жизни улучшится. Красноярский мост появляется в непростых экономических условиях, но его значимость для будущего края и всей страны сложно переоценить. А темпы строительства – всего три года – сравнимы с лучшими советскими практиками создания важных инфраструктурных проектов».

«Реализация инфраструктурных проектов сама по себе создаёт рабочие места, загружает промышленность заказами и стимулирует рост спроса на товары и услуги со стороны строителей. В готовом виде транспортная инфраструктура существенным образом сокращает стоимость логистики либо вовсе смещает транспортные потоки в сторону новых объектов, что закономерно повышает инвестиционную привлекательность прилегающей территории. В последние месяцы многие регионы вынуждены сокращать вложения в строительство инфраструктурных объектов, и это касается в том числе наиболее богатых субъектов Федерации. Так что завершение строительства Высокогорского моста можно без каких-либо оговорок назвать заслугой губернатора», - считает доктор политических наук, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнёв.

Кстати, масштабную переправу в Енисейском районе возводят по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Общая стоимость работ – более 7 млрд рублей.