После шумихи. Золотодобывающая компания платит мизерные больничные

С момента прорыва дамбы прошло уже больше трёх месяцев. © / пресс-служба ГУ МЧС по Красноярскому краю

С момента прорыва дамбы на реке Сейба в Курагинском районе прошло уже больше трёх месяцев. Заведены уголовные дела, посчитан ущерб, семьям погибших и пострадавшим частично выплачены компенсации. Недавно у компании «Сисим» отозвана лицензия на добычу золота на участке, где произошло ЧП. При этом организация, обещавшая поддерживать тех, кто пострадал в страшной трагедии, свои обязательства выполнять отказывается. 

   
   

Когда зарплата «серая»

В редакцию «АиФ на Енисее» обратился бульдозерист артели Андрей Дамба. В ту злополучную ночь он не выходил на смену и оказался в одном из общежитий, которые смыло водой (его рассказ от первого лица мы публиковали в № 44 за 2019 год). Тогда он чудом выжил, с травмами его госпитализировали. На больничном с травмой позвоночника он находится и по сей день. При этом уверяет, что компания «Сисим» (входит в холдинг «Сибзолото») свои обязательства перед пострадавшими выполняет не в полной мере.

«Пока была шумиха, они прямо клялись, что больничные нам оплатят на сто процентов и материальные потери компенсируют. Но как дошло до дела и всё утихло, больничный в полном объёме оплатили только первый, а дальше - по белой зарплате, а это около 12 тыс. выходит за месяц. А по компенсации материальных потерь говорят: «Чеки предоставьте - оплатим». Но на одежду и обувь люди чеки не хранят», - возмущается Андрей.

Тут следует пояснить, что, по свидетельствам тех, кто работал в артели, зарплату они получали по «серой» схеме, её всегда выдавали наличными. При этом в трудовом договоре была прописана минимальная сумма оклада. Исходя из него сейчас и оплачивают больничные.

Что касается компенсации от компании, то их тем, кого признали пострадавшими, тоже выплатили. По 100 тыс. рублей выдали и тем, кто получил травмы во время потопа, и тем, кто на момент аварии был на смене, но из-за разрушенных общежитий лишился какого-либо имущества.

«Нам, получившим травмы, эти сто тысяч выдали как компенсацию морального вреда, - рассказывает пострадавший Евгений Фирюлин. - Тогда так объявили. Остальным их оформили как материальный ущерб. Нам же обещали имущественные потери тоже возместить. Но пока тишина. До компании вообще не дозвониться. Если кто и берёт трубку, то отвечает, что это не в его компетенции».

Комментарии журналистам в компании тоже не дают. «Если юрист сочтёт нужным, он вам позвонит и расскажет о компенсациях», - таков стандартный ответ секретаря.

   
   

«Гострудинспекцией организовано и проведено расследование группового несчастного случая, по итогам которого всем пострадавшим и семьям погибших работников произведены положенные по закону выплаты. 

Оплата больничного листа производится в размере 100% от официального заработка. В соответствии с Трудовым кодексом неурегулированные разногласия между работодателем и работником (в том числе по суммам произведённых выплат в случае «серой» зарплаты) решаются только в судебном порядке», - рассказала начальник отдела по вопросам гражданской службы, планирования и отчётности Государственной инспекции труда Наталья Ликанова.

Из резервного фонда регионального бюджета все выплаты семьям погибших и пострадавшим уже произведены.

Добычу не ведут

Известно, что лицензию на добычу золота на реке Сейба у компании отозвали 16 января. При этом ранее сообщалось, что на участке после трагедии велись работы.

«Там после аварии нужно же было всё по правилам законсервировать, какие-то столбы, строения убрать, всё вмёрзло, - рассказывает бывший экскаваторщик артели Константин Кучеренко. - Золото там не мыли больше. И ту сторону, где всё случилось, мы вообще не трогали, следователи только работали. Я уволился недавно, но не из-за аварии, просто ушёл туда, где больше платят».

Известно, что расследованием трагедии сейчас занимается 5-е следственное управление Следственного комитета РФ. Базируется оно в Новосибирске, но напрямую подчиняется Москве. Мы направили туда официальный запрос о том, как движется дело.

Мнение эксперта
Юрист Михаил Анучин: - Что касается больничных, которые оплачиваются только исходя из белой зарплаты, доказать здесь что-либо будет сложно. Работник изначально был согласен с тем, что деньги будут выдаваться в конверте. Про компенсацию имущественного вреда. Если не удастся договориться с работодателем, можно подать иск в суд. Чеки на вещи выдадут в тех магазинах, где приобреталась одежда, телефоны, планшеты и так далее. Также в этом случае принимаются свидетельские показания. Следственный комитет занимается расследованием уголовных дел. Но так как показания следователи взяли, имущественный спор могут выделить в отдельное делопроизводство.