Взял новую высоту. Кузнецова - на Кавказ, Толоконского - в Красноярск

Дотянулся до поста федерального министра. © / Александр Паниотов / АиФ

То, о чём столько говорили журналисты, свершилось. Президент России подписал указ о досрочной отставке губернатора Красноярского края по «собственному желанию» и назначил его министром по развитию Северного Кавказа. Исполнять обязанности главы региона будет Виктор Толоконский, теперь уже экс-полпред президента.

   
   

В должность губернатора Красноярского края Лев Кузнецов вступил в феврале 2010 года. После того, как решением президента РФ Дмитрием Медведевым тогдашний глава региона Александр Хлопонин был назначен на должность вице-премьера и полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе.

Лидер антирейтингов

Уход Кузнецова предсказывали давно. Слишком много претензий накопилось к главе региона. По мнению многих экспертов, чиновник проигрывал по всем параметрам харизматичному экс-губернатору Александру Хлопонину. В вину Кузнецову ставили провальные результаты «Единой России» на выборах в Госдуму и красноярский горсовет. Постоянное попадание в число аутсайдеров рейтинга эффективности глав регионов, подготовленного близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества. А ещё тревожная ситуация с растущим дефицитом краевого бюджета, кадровая чехарда в окружении губернатора, скандалами вроде уголовного дела экс-министра Дениса Пашкова или историей с осевшими в оффшорах миллиардами КРЭКа, возглавляемого сыном зампредседателя краевого правительства. Сыграло против Кузнецова и нападение на чету чиновника на вилле на Лазурном берегу, похищение у его супруги драгоценностей на сумму 200 тыс. евро. Всё это, словно снежный ком, нарастало вокруг красноярского губернатора. И политологи, и журналисты только гадали, когда именно произойдёт отставка и кого Москва изберёт в качестве его потенциального «сменщика».

Государев человек

И всё-таки принятое президентом решение о судьбе Льва Кузнецова было, как всегда, неожиданным. Для него это назначение министром в федеральном правительстве - повышение. А вот для Толоконского перемещение из кресла полпреда президента в губернаторы, скорее, понижение. Но, похоже, специфика поста губернатора в России в том, что с него начинается номенклатура, каста высших управленцев, откуда есть только два выхода: либо под уголовное дело (как недавно бывший глава Новосибирской области), либо на повышение. Нынешняя череда кадровых перестановок, произведённая главой государства, ярко демонстрирует наметившуюся тенденцию к отказу от услуг выходцев из крупного бизнеса и укреплению кадров силовиками и «людьми государевыми».

Отставка Кузнецова и назначение исполняющим обязанности красноярского губернатора Виктора Толоконского вполне вписывается в эти тенденции. Толоконский - тоже человек из номенклатуры. В 1996-2000 гг. был мэром Новосибирска, в 2000-2010 гг. - губернатором Новосибирской области, а с 2010-го и до понедельника 2014-го - полпредом президента в Сибирском федеральном округе. Типичный «государев человек».

Назначение чиновника такого уровня - чёткий сигнал всем финансово-промышленным группам, политическим партиям, местным элитам и населению, что Москва с кандидатурой нового губернатора уже определилась.

Вполне очевидно, что в таких условиях ни один сколько-нибудь реальный кандидат с серьёзными намерениями в формальной процедуре выборов участия принимать не будет. Впрочем, всё равно в ближайшее время Виктору Толоконскому в качестве и.о. губернатора предстоит совершить в крае какой-нибудь подвиг. Например, выбить в Москве для региона 40-50 млрд для того, чтобы залатать «дыру» в краевом бюджете. Просто хотя бы для того, чтобы люди запомнили его фамилию.

   
   

Отставку ждали

- Отставка Льва Кузнецова ожидалась с начала года. Слухи сопровождались крайне негативным информационным фоном - Кузнецов получал самые низкие рейтинги. Решение, видимо, давно созрело в Кремле: край проблемный, в предбанкротном состоянии, управление потеряно, правительство сотрясают коррупционные скандалы. Началась подковёрная борьба за Красноярский край - один из богатейших регионов страны - разных групп влияния. Обсуждение фамилий в последние месяцы - Олега Бударгина, Виктора Зимина и других - и было проявлением этой борьбы группировок. Однако в нашей стране подобные решения принимает только один человек, и он далеко не всегда прислушивается к своему окружению. Поэтому наиболее вероятной считалась какая-нибудь неожиданная кандидатура. Так и произошло. Виктор Толоконский - человек политический, и в этой ситуации является кандидатом исключительно Кремля. С этим назначением борьба группировок и интриги прекратятся. Вторая причина затянувшегося решения - искали новое место для Льва Кузнецова. Назывались и министерство спорта и какие-то другие должности, но, видимо, неслучайно назначение произошло на Северный Кавказ. Там была и во многом остаётся зона ответственности Александра Хлопонина. У него с Кузнецовым общая биография, общие бизнес-интересы были и, скорее всего, остаются. Так же как он пролоббировал в 2010 году приход Кузнецова в край исполнять обязанности губернатора, он, вероятно, поспособствовал и нынешнему назначению.

Сергей Комарицын, политолог

МНЕНИЕ

Дмитрий БОЛОТОВ, политический эксперт:

- Главный положительный результат работы Льва Кузнецова в регионе, на мой взгляд, очевиден. Была продолжена реализация большинства проектов, которые требовали серьёзных финансовых вложений, бюджетных или частных - не суть, в обоих случаях нужно вести переговоры, убеждать, доказывать. Четвёртый мост через Енисей в Красноярске, медицинские учреждения (перинатальный центр, онкоцентр), промышленные объекты Нижнего Приангарья… Не все они закончены, но важно, что большинство не было заморожено на половине пути. К Универсиаде у меня двойственное отношение, но в сложившейся системе получения регионом федеральных денег она важна, поэтому этот результат тоже занесу в плюс.

Теперь об основных минусах. Так и не достигнута цель, о которой много говорилось: система распределения доходов между бюджетами разных уровней не изменилась, регион так и остался в позиции просящего, пытающегося с протянутой рукой возвратить из центра заработанные на своей же территории деньги. И второе: в регионе не преодолён малопродуктивный конфликт между разными политическими силами, в ситуации острого выборного периода, которую мы сейчас получили, это сильно может повредить краю, показать проблемы в его эффективной управляемости, и в итоге помешать реализации тех же проектов, которые реально нам нужны. В этом споре истина вряд ли родится.