От проверяющих и надзирающих толку никакого – Толоконский

Анатолий Белоногов / АиФ на Енисее

Найти точки роста экономики на предстоящие 15 лет, увеличить доходность бюджета за шесть лет на 100 млрд руб­лей, сократить расходы и штат аппарата правительства… Сразу же после новогодних каникул губернатор Красноярского края Виктор Толоконский выступил с программным заявлением.

   
   

Стимул для инвестора

- Виктор Александрович, вы поручили правительству подготовить Стратегию социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. Вообще, возможно сегодня, с учётом непростой экономической ситуации в стране, делать прогнозы на далёкое будущее?

- Прежде всего я просил членов правительства до 1 февраля подготовить предложения по принятию оперативных антикризисных решений текущего года. Не будь таких сложных внешних условий, я бы, наверное, сделал акцент именно на программе развития региона на 15 лет. Если мы правильно понимаем долгосрочную стратегию, то точнее понимаем текущие задачи.

Конечно, изменившиеся цены на нефть, системные санкции против России существенно ограничивают инвестиционный ресурс и частного бизнеса, и государства. Если ещё недавно я мог в правительстве РФ просить дополнительные средства на авиа­ционное сообщение, аэродромы, дороги, то в ближайшее время мы вряд ли можем рассчитывать на принятие каких-то государственных инвестиционных целевых программ. Но при этом у Красноярского края есть преимущества.

- В чём? Ведь цены на нефть падают, доллар растёт, рубль катастрофически теряет позиции…

- От изменения курса мы выигрываем. Регион богат природными ресурсами. А экспортно-ориентированная экономика позволяет рассчитывать на то, что в течение года в крае будет рост. Для инвесторов хороший стимул. При возросшей рентабельности важно не упустить время - вкладывать, наращивать объёмы. Это относится не только к горнорудной, добывающей промышленности, но и к лесу, это тоже экспортный ресурс.

   
   

Второе серьёзное преимущество края - высокотехнологичное производство. Вряд ли на наши спутниковые системы сократится заказ. Но там много импортных комплектующих, часть из них мы сможем делать здесь. Это дополнительная загрузка, объёмы, рентабельность. То же самое в других сферах - на предприятиях машиностроения, связи, атомной промышленности. Мы выигрываем как за счёт выгоды экспорта, так и за счёт импортозамещения. В том числе и в аграрном секторе. Если к этому добавить серьёзный научный потенциал, университет федерального уровня, то тут есть реальные основы для роста экономики, а значит, для решения тех задач, о которых я сказал. В целом прирост доходов налоговых в бюджет должен составлять не менее 15-20 млрд каждый год. И за шесть лет суммарно на 100 млрд рублей. Сложная задача, но иначе нельзя.

Есть спрос - есть бизнес

- Вы говорили о крупных предприятиях, а есть ещё малый и средний бизнес. По прог­нозам некоторых экспертов, им выживать в условиях кризиса будет невероятно сложно.

- Положение малого бизнеса определяется главным образом состоянием базовой экономики и уровнем покупательского спроса. Большая сложность для всех участников процесса, в том числе и для граждан - это возросшая ценность денег. Кредиты под 30% даже при инфляции в 12% - это ни в какие ворота не лезет. Поэтому сейчас малый бизнес будет находиться в несколько статичном состоянии, какие-то проекты притормозит, от чего-то на время откажется. Но в какие-то сферы придут ресурсы, потому что в экономике всегда есть свободные деньги. И Красноярский край должен стать самым привлекательным местом для инвесторов.

- «Экономика должна работать только во благо человека» - важный тезис в вашем выступлении. Но сегодня мы наблюдаем иную картину. Цены рванули вверх практически на всё. Уровень жизни у людей резко упал…

- Я это говорил в конкретном контексте. В разделе о задачах по улучшению экологического состояния. Сегодня целый ряд городов края испытывает экологическую перегрузку. И мы не можем даже в интересах развития и роста экономики нагружать окружающую среду, отрицательно влияющую на качество жизни человека. Поэтому я и сказал, что экономика должна работать во благо человека.

Длительное время со времён индустриализации на первое место ставились безопасность и обороноспособность страны, а не вопросы экологии. В Красноярске ещё свежи дискуссии по ферросплавному заводу. Мы ужесточим требования, не будем идти на поводу даже крупных компаний, несмотря на то что они дают доходы в бюджет и создают рабочие места.

- А что с уровнем жизни населения?

- В 2015 году, думаю, реальный уровень жизни населения чуть снизится. Хотя в бюджетной сфере мы предусмотрели 5-процентное повышение зарплат. Некоторая стагнация, падение жизненного уровня уже в 2016 году компенсируются ростом доходов. По ценам я ещё в середине лета постоянно подчёркивал, что требуется точечная работа на потребительском рынке. Вспомните, как после аварии на Ачинском НПЗ журналисты утверждали, что горючее сильно подорожает. Но мы ситуацию в целом удержали. То же самое по рынку товаров первой необходимости. Потому и проводим продовольственные ярмарки. Кто-то считал, что такие действия - от отчаяния и мало что дадут. Но по итогам 2014 года уровень инфляции в крае самый низкий среди регионов СФО. Мы и впредь намерены стимулировать наших производителей, создавая условия для конкуренции, что непременно скажется на снижении цен.

В лесу без дров?

- Какие новые точки роста вы видите в малых городах и районах края, где сегодня нет промышленности?

- Обеспечить равномерный повсеместный прирост на такой огромной территории - сложная задача. Я просил руководителей от каждого района, города, поселения организовать несколько новых бизнесов. Где-то переработка молока, мяса, овощей, где-то производство рыбы, где-то переработка леса и т. д. Понимая, что в маленьких поселениях современная промышленная экономика вряд ли возможна, будем там максимально обеспечивать рабочие места в бюджетной сфере.

Думаю, в каждую территорию какую-то новую жизнь вдохнём. Надо строить жильё для молодых специалистов, но с обязательным условием, что делать это будут местные строители. Вот дополнительно миллиард добавили на ремонт дорог, но я сказал, чтобы они пошли не на большие трассы, а в муниципалитеты. Чтобы в районах не только отремонтировали дороги, но и получили занятость на местах, и молодёжь не уезжала.

- Красноярский край - лесной регион. Но лес сквозь пальцы уходит. Мало того, что бесконт­рольные вырубки сказываются на экологии, здесь ещё и большая коррупция. Как повернуть систему, чтобы лесозаготовка была выгодна экономике края, а не отдельным дельцам?

- Обещать, что ни одно бревно не будет вырублено незаконно, не могу. Реально смотрю на вещи. Мы пытаемся сейчас всю лесную промышленность построить по холдинговому принципу. Максимально лесосеки закрепить за крупными перерабатывающими предприятиями, чтобы они сами и организовали систему охраны, и навели порядок в лесу. Сегодня огромная часть населения края не коровами занимается, а лесом - пошёл в тайгу, спилил и продал. Надо найти рациональные вещи, чтобы ответственность населения была, а коррупции не было. Чтобы малый бизнес в лесу был, но китайских заказов на массовый вывоз круглого леса не было. Ну и плюс леспромхозы получат задания - создавать условия для местного населения, чтобы можно было лес заготавливать для нужд сельчан, на строительство домов...

- И для отопления домов. К нам нередко обращаются жители некоторых районов с такой проб­лемой. Люди живут в лесу, а деляну для заготовки дров им выделяют за 80 км от села.

- Потому что до этого раздали лес в аренду на 49 лет. Больше такого не будет.

Сокращая, думать о качестве

- Говоря об оптимизации расходов, вы вновь объявили о сокращении чиновников. Это уже второе сокращение после вашего назначения и избрания.

- Я не популист - на оптимизации бюджет не сэкономишь. Но очень многое в современных условиях будет зависеть от качества нашей работы, качества управления. Летом я сократил 820 человек. Сейчас поставил задачу перед руководителями ведомств изыскать возможность уменьшить аппарат ещё на 5%. Сразу скажу: больше всего под сокращение попало окружение губернатора - в разы.

От низкого качества управления мы многое теряем. Сегодня, к сожалению, действует система, при которой я даю поручение подготовить программу руководителю министерства, он спускает её заму, зам - начальнику отдела, тот - специалисту… В итоге самые сложные задачи приходят на тот уровень, который в принципе не должен думать об этом.

Мы невольно скатываемся к стилю кураторства типа «я наблюдаю». В каждом ведомстве имеем проверяющих и надзирающих. Толку никакого. Не должен инспектор министерства учить директора школы или главврача, как работать. Они сами знают, как лучше выстроить систему. Профильные министерства должны для них создать условия. А сократить аппарат на 5% - это минимум, что мы можем сделать. Ещё я поставил задачу на 5% сократить расходы, но без потери качества развития и каких-либо социальных гарантий. 

Можно сэкономить на отоплении, электричестве, транспорте, ремонтах, проектах… При проектировании детского сада не может одно место стоить выше 100 тысяч рублей. А нам сегодня выдают решение на миллион. Считаю, нормативы должны быть адекватными во всех проектах, и подобные вещи мы будем пересматривать. Нам важно повысить доверие к власти со стороны общества. Без этого не будет качества управления.