Бурные политические баталии сотрясали нынешний состав красноярского горсовета с момента его основания, но такого жесткого и довольно скандального противостояния, пожалуй, еще не было. Вице-спикер Александр Глисков и его сторонники пытались снять с поста спикера многоопытного партаппаратчика «единоросса» Валерия Ревкуца. Тот, в свою очередь, вынужден был «кинуть ответку» и потребовать отставки Глискова.
Строители против «патриотов»
Первыми двинули фигуры, собрав 12 подписей за отставку Ревкуца, участники лагеря «глисковцев». К удивлению большинства наблюдателей, оказалось, что такой лагерь есть. В него вошла не только немногочисленная фракция «Гражданской платформы» (3 человека), которую представляет вице-спикер Глисков, но и часть «единороссов» во главе с руководителем фракции Натальей Фирюлиной (между прочим, действующий советник президента СФУ Александра Усса).
В лагерь «ревкуцевцев» вошли, как ни странно быковские «патриоты», которые два года назад голосовали против избрания Валерия Ревкуца на пост председателя. Их ряды укрепил сам спикер и трое других «единороссов», включая еще одного известного в городе строителя — Разима Абасова.
Сессия, на которой все должно было решиться, вызвала небывалый ажиотаж среди СМИ. Почтили своим присутствием горсовет и посланцы краевой администрации. Перед заседанием в преддверии баталии можно было обратить внимание на то, как Валерий Ревкуц особо трогательно жал руку Валерию Быкову и остальным «патриотам». Глисков сидел на своем месте в президиуме весьма печально, с видом человека, уставшего от суеты.
Разминка перед боем
Таким образом, партия власти перед решающей схваткой со своим же спикером оформила численное преимущество — если сразу после выборов нынешнего состава горсовета больше всего мест было у «патриотов», то теперь «единороссы» опережают их на два кресла (13 мандатов).
После этого дежурно обсудили «никому не нужные» 8 вопросов. Хотя во время их обсуждения речь и шла о судьбоносных предложениях, например, о перспективах расширения границ города, наиболее судьбоносные из них приняты не были. Все ждали главного шоу. Вопросы об отставках должен был предварить отчет Валерия Ревкуца о своей работе. Это была инициатива его противников.
Нетранспарентность
Как только повестка дня подошла к этому моменту, все в зале оживились. Журналисты включили видеокамеры, диктофоны, достали блокноты и ноутбуки. И тут-то как гром среди ясного неба прозвучало то, чего акулы пера уж точно не ждали. Известный всему миру экс-биатлонист и даже экс-тренер женской сборной РФ, а ныне обычный «единоросс» Павел Ростовцев попросил коллег сделать обсуждение последних трех вопросов закрытым. Ростовцев, надо отметить, был из лагеря «антиревкуцевцев».
Лагерь «антиревкуцевцев» в этом вопросе покинул только опытный политтехнолог депутат Сергей Толмачев, который отметил, что «ничего тайного и ужасного» горсовет делать не собирается, и можно прессу оставить. Но настаивать на своем не стал. Тут надо сказать, что в ходе дискуссии Глисков, как знаток процедурных моментов, пояснил, что для объявления заседания закрытым достаточно пяти голосов. Пятеро активных сторонников конфиденциальности были налицо.
«Патриоты» еще немного покричали о том, что «нельзя решать такие вопросы втихаря», «надо, чтобы красноярцы видели имена и фамилии тех, кто участвует в саботаже». Самый молодой, (а следовательно, горячий) из депутатов 27-летний Сергей Суртаев даже обозвал тех, кто хочет закрыться от СМИ, «пятой колонной». Это обвинение развеселило всех. Попикировались еще, но уже вяло. Депутат Александр Коропачинский зачем-то напомнил «патриотам», что два года назад при утверждении спикера «патриоты» голосовали против Ревкуца. Это выглядело нелогично — ведь тогда стоило бы напомнить «единороссам» и «Гражданской платформе, что они-то голосовали за Ревкуца.
После этого решили голосовать. Ожидаемо, предложение экс-биатлониста Ростовцева было принято, и прессу стали потихоньку выпроваживать служители. Представители СМИ, привыкшие еще и не к таким проявлениям неуважения к своей работе, покорно поплелись на тесную лестничную клетку, а затем и вовсе на улицу под палящее при +30 солнце.
Репортаж из кулуаров
В этих условиях борьбы с гласностью роль настоящих народных репортеров взяли на себя такие активные пользователи социальных сетей как депутат-«патриот» Владимир Владимиров, внефракционный парламентарий Константин Сенченко и новоиспеченный «единоросс» Геннадий Торгунаков - видимо, еще не вполне привыкший к партийному бойкоту соцсетей со стороны коллег по фракции, но на всякий случай писавший в интернет максимально короткие посты.
После обсуждения всех недостатков и достоинств в работе Ревкуца рассмотрели предложение низложить его. Голосование было тайным, поэтому потребовался председатель счетной комиссии, им стал равноудаленный от всех фракций Сенченко. Он и выложил фото с итоговым протоколом в сеть.
Перед голосованием трое депутатов (по данным «разведки», «единоросы» Абасов, Дроздов и Тычинин), не выдержав накала страстей, или просто по каким-то своим причинам, покинули зал. В итоге из 32-х голосовавших еще трое воздержались, девять высказались в поддержку Ревкуца и 18 высказались против него. Два бюллетеня исчезли бесследно. Для отставки спикера, согласно уставу города, нужны были 19 голосов (простое большинство от депутатского корпуса из 36 человек).
Если верить сообщениям депутата Владимирова, после таких результатов Валерий Ревкуц заметно (для Владимирова) приободрился.
Второе голосование — об отставке Глискова — прошло по схожему сценарию. Председателем счетной комиссии вновь избрали Сенченко (вероятно, оценив итоги предыдущего голосования). На этот раз воздержался только один человек (сынтеллигентничал Глисков?), 17 были против отставки, за отставку — только 14 человек.
После драки решили помахать
Все остались на своих местах. Можно предположить, что менее всего довольным от такого исхода был ярый противник Ревкуца депутат Егоров. Такой вывод можно сделать из того, мягко выражаясь, эмоционального конфликта, который после голосования произошел у него с депутатом-репортером Владимировым. Два Владимира Владимировича едва не подрались на крыльце горсовета, но их вовремя растащили коллеги. Однако в выражениях заслуженный красноярский строитель не стеснялся.
Глисков после двухчасовой битвы за кресло был немногословен, сказав только, что произошедший скандал «наверное, был лишним». Его недавний противник наоборот охотно вышел к СМИ на развернутую пресс-конференцию, в ходе которой признался что для него «сама процедура была унизительной». Также отметил, что «несколько недооценил организаторский талант той группы, которая вложилась в это решение». С нажимом было произнесено двусмысленное слово «вложились», после чего Ревкуц дополнительно пояснил, что среди его противников есть «богатые влиятельные, которые являются хозяевами города».Не удержались от комментариев относительно несостоявшегося «дворцового переворота» и такие старожилы красноярской политики как мэр Эдхам Акбулатов и бывший вице-спикер горсовета, а ныне рядовой депутат от «Единой России» Владимир Чащин (он, кстати, назывался первым среди наиболее вероятных преемников Ревкуца в случае отставки). Акбулатов был сдержан и немного даже абстрактен, отметив, что «работа городского совета – это, в первую очередь, решения, позволяющие реализовывать необходимые для города задачи», а в сегодняшней сессии «эмоциональное превышало рациональное».
Чащин был также сдержан, но чуть более откровенен. Он прозорливо обратил внимание журналистов не на то, сколько его коллег проголосовали за отставку Ревкуца (18 человек), а на то, сколько выступили против отставки — всего девять.
«Девять человек поддержали. Из 36-ти. Это, я вам скажу, показатель. Очень серьезный показатель. Ведь на этом жизнь не заканчивается — впереди еще три года работы городского совета. Как будут события складываться, мы все с вами увидим», - многообещающе резюмировал экс-спикер.