«Из дома не выйти - рвотный рефлекс!» Люди в Сибири задыхаются из-за навоза

Бурёнки ходят по навозу, но хозяин уверяет, что это сено. © / Красноярское региональное отделение ОНФ

«По всей улице невыносимый запах – до рвотного рефлекса, дышать нечем! Я гипертоник и не могу выйти на улицу в свою ограду подышать свежим воздухом или грядки посадить!» – возмущается жительница села Георгиевка Красноярского края. Её сосед, владелец стада крупного рогатого скота, создал невыносимые условия и для сельчан, и для животных.

   
   

Затыкаем носы  

Жители села Георгиевка уже не знают, куда обращаться за помощью, чтобы заставить хозяина стада Сергея Коростелёва вывезти со двора горы навоза.

«По нему ходят коровы и телята. Разве можно так издеваться над скотиной? Они под открытым небом – летом в навозе, зимой на морозе, все свои соски обмораживают. Держи ты хоть сто голов, но условия для коров создай! Куда с 2018 года только не писала: в Россельхознадзор, Роспотребнадзор, прокуратуру. Но никто не может заставить его навести порядок», – рассказывает Раиса Павловна, которая живёт забор в забор с владельцем крупного рогатого скота.

Отчаявшись, женщина с крыши своего дома сняла видео его подворья и отправила в Народный фронт в Красноярском крае. Снятые ею кадры шокируют. Во дворе беспорядочно свалены доски, старые шины, разваливающиеся стайки, у забора разбитые «Жигули». Территория сплошь покрыта навозом. 

«Живу на этой же улице, запах, особенно весной, такой, что дети и взрослые носы затыкают. Вызываем Коростелёва на совет по профилактике, предлагаем вывезти навоз на площадку для складирования, но он только обещает. Держит 34 головы крупного рогатого скота, десять телят, есть свиньи, навоз уже скоро будет выше забора. За нарушение правил благоустройства Георгиевского сельсовета ему выписаны четыре административных штрафа по 4 тыс. рублей, но поскольку он инвалид, приставы деньги удерживают по минимуму», – говорит глава Георгиевского сельсовета Сергей Панарин. 

Раиса Павловна рассказывает, что нынешней зимой у соседа пала корова, тушу он не вывозил до марта, и её поедали свиньи. Свои слова она подтверждает видео.

«Трупный запах распространялся по всей улице, одну женщину даже вырвало. Сообщила в администрацию, убрал после визита ветврача», – возмущается женщина.

   
   

Контроль проседает?

Руководитель Канского отдела ветеринарии Дмитрий Пыников подтвердил, что «условия содержания животных в этом подворье неудовлетворительные». Но это мягко сказано. По словам главы сельсовета, бурёнки даже зимой находятся на улице, и хозяин их никуда не загоняет.

Коростелёв обвинения отвергает, говорит, у соседки к нему личная неприязнь. Животные сыты и здоровы. Правда, после признаётся: навоз действительно вывозить не успевает.

«Участок, где владелец содержит крупный рогатый скот, находится в черте села. Если бы он располагался на краю деревни, наверное, жители не возмущались и не жаловались бы. Но если они говорят, что страдают от постоянного запаха, надзорные органы не должны это игнорировать. Кроме того, животные – живые существа, их нужно содержать в нормальных условиях, а когда свинья ест мёртвую корову, это просто ужас!» – говорит сопредседатель регионального штаба Народного фронта в Красноярском крае Марина Якубенко. 

Кстати, это не единичный случай. Аналогичный зафиксирован в посёлке Манский под Дивногорском.

«Такое впечатление, что контроль проседает, мы постоянно находим скотомогильники. Недавно кости в мешках обнаружили около Маганска. Есть ли у надзорных органов понимание по поголовью скота и куда отвозят останки после забоя?» – задаётся вопросом общественница.    

Сергей Коростелёв постоянно торгует молоком и сметаной в Канске. Насколько они безо­пасны – большой вопрос. Как известно, продукты жизнедеятельности животных выделяют аммиак, метан, угарный газ, тяжёлые металлы и много других вредных веществ. В навозе накапливаются опасные бактерии, личинки гельминтов, патогенные микроорганизмы могут попасть в молочные продукты.

Заниматься продажей без сопроводительных ветеринарных документов нельзя. Мужчина уверяет, что все разрешительные документы у него есть.

И всё же надзорным ведомствам не мешало бы проверить их наличие через систему «Меркурий», куда в обязательном порядке заносятся данные о качестве и безопасности молочной продукции, а также указывается место разрешённой торговли.

«Ранее мы проводили выездные обследования, в ходе которых выявляли признаки нарушений требований ветеринарного законодательства. В частности, правил маркирования животных, сбора и обеззараживания навоза на участке, проведения ветеринарно-профилактических мероприятий. Владельцу было объявлено пять предостережений о недопустимости нарушений. В настоящее время управлением в прокуратуру Красноярского края направлены материалы для согласования проверки. В случае положительного решения она будет проведена внепланово с выездом на место. При выявлении нарушений владелец получит предписание об их устранении с конкретным сроком исполнения, которое будет находиться под контролем Управления Россельхознадзора. За невыполнение ст.19.5 КоАП РФ предусмотрен штраф от 2 тыс. до 4 тыс. рублей. Приостановить деятельность ЛПХ граждане могут, обратившись в суд», - рассказал заместитель начальника отдела государственного ветеринарного надзора управления Россельхознадзора Евгений Антипенко.