«На СВО нужны такие дядьки». Ветеран Афганистана стал добровольцем

Старший сержант с позывным «Фергана» был самым старшим в подразделении. Видимо, поэтому бойцы звали его просто дядя Юра. © / Юрий Коротких / Из личного архивa

Небесного цвета берет и парадную форму с орденами и медалями ветеран Афганистана красноярец Юрий Коротких надевает раз в год – 2 августа, в День ВДВ. Говорит: «Зачем? Есть люди более заслуженные, чем я».

   
   

В свои 55 лет старший сержант с позывным «Фергана» в апреле 2022 года с третьей попытки ушёл добровольцем на СВО. Решил, что его опыт пригодится молодым бойцам на передовой.

В генах дух воина

Характер Юрия Коротких и его умение добиваться поставленных целей формировался с раннего детства. Восьмилетний мальчишка, родившийся в Прокопьевске Кемеровской области, пока родители обустраивались в Назарове, жил у бабушки с дедом в деревне Красный Завод. Они приучили внука к труду.

В деревне у каждого свои обязанности. Третьекласснику Юре рано утром нужно было принести с ручья две фляги воды и убрать двор. Потом он вставал на лыжи и шёл пять километров через озеро, лес, чтобы сесть за парту.

В четвёртом классе записался в лыжную секцию. Входил в сборную Красноярского края и России, был чемпионом региона и страны среди юношей по лыжным гонкам. Но делать спортивную карьеру не стал, получил специальность водителя-комбайнёра в назаровском ПТУ.

«Мне нравилось всё, что было связано с машинами. Отец всю жизнь работал водителем. Дед во время Великой Отечественной на грузовике перевозил людей по Дороге жизни через Ладожское озеро из блокадного Ленинграда. Дед – потомственный казак, со своим отцом, атаманом, воевал в Красной армии против белочехов в Гражданскую войну. От него у меня не только казацкая кровь, но и дух воина», – уверен сибиряк.

Фото: Из личного архивa/ Юрий Коротких

Срочную служил в ВДВ. Полгода в учебке в Фергане (Узбекская ССР), потом Афганистан.

   
   

«Проходили спецподготовку, учились воевать и выживать в непростых условиях в горах, стойко переносить жару», – делится Юрий Коротких.

Однако он неохотно рассказывает о том периоде жизни, хотя за одну из операций старший сержант Коротких был награж­дён орденом Красной Звезды. Их группа попала в засаду, моджахеды начали обстрел из миномётов. Юрий получил осколочное ранение в левую ногу.

«Были потери, раненые. Вывозили нас сначала на броне, потом доставили на вертушках в госпиталь в Ташкент. В Киеве перенёс тяжёлую операцию. Врачи сохранили ногу, спасибо им большое. А мой лечащий врач, подполковник медицинской службы, сказал: "Будешь ещё в футбол играть". Он оказался прав», – с улыбкой рассказывает ветеран.

Беспилотники, словно мухи

Вернувшись домой, женился на любимой девушке, которая ждала его из армии. Вскоре в семье родилась двойня – сын и дочь. С Еленой они 40 лет вместе. Юрий работал водителем, объездил страну, бывал в ГДР, Болгарии, Венгрии, Чехословакии.

Вряд ли тогда кто-то мог представить, что эти страны Варшавского договора в XXI веке станут воевать против России и поставлять оружие неонацистскому режиму в Киеве.

После начала СВО решил пойти добровольцем, но в военкомате дважды отказали: 55 лет – предельный возраст для сержантского состава. С третьей попытки после объявления частичной мобилизации всё же отправился на спецоперацию.

В ВДВ не попал по возрасту. Понимал: выполнять задачи, стоящие перед бойцами Воздушно-десантных войск, ему будет непросто, несмотря на хорошую физическую подготовку. А обузой быть не хотел.

«Сказал, готов пойти хоть куда, лишь бы на передовую. Зачислили в 120-ю Юргинскую артиллерийскую бригаду водителем машины для подвоза боеприпасов и буксирования самой мощной самоходной пушки советского производства "Малка". Работал в составе Центральной группировки на направлении Сватово – Кременная».

 Ветеран говорит, что с первых дней было понятно: спецоперация кардинально отличается от конфликта в Афганистане. На вопрос: «Почему вдруг решили пойти добровольцем? У вас же за плечами уже был Афганистан».

Юрий ответил: «Мы видели, что происходит на Донбассе с русскими людьми, как уничтожают мирное гражданское население, детей, женщин, стариков. Ситуация рано или поздно должна была взорваться. Решил пойти добровольцем – такие дядьки, как я, с боевым опытом, там были очень нужны. Офицеры после училища – просто зелёные пацаны. Хотелось научить молодых ребят тому, что знал сам, чтобы защитить их. Это была главная мотивация».

Воевать с теми, кто, как и мы, учился в тех же советских школах и военных училищах, непросто. Есть, конечно, отморозки, фашисты, но большинство украинцев используют как мясо. Кроме того, за последний год на передовой появилось столько дронов, что спрятаться от них крайне сложно. Беспилотники, словно мухи, которые могут залезть даже под одежду».

«Учил слушать и слышать»

Старший сержант с позывным «Фергана» был самым старшим в подразделении, видимо, поэтому бойцы звали его просто дядя Юра. За помощью и советом однополчане шли к нему.

Он же делился со своими боевыми товарищами опытом, полученным в Афганистане: как правильно двигаться, чтобы не нарваться на мину, вовремя увидеть растяжку, слушать и слышать небо.

«Внушал ребятам, что они пришли на передовую не погибать, а остаться в живых, вернуться домой, где их очень ждут».

За полгода, которые Юрий провёл за ленточкой, среди тех, кто был рядом с ним, потерь не было. Но спустя год пришла печальная весть.

«Мой лучший друг с позывным "Цыган" из Железногорска погиб в мае этого года. Он дважды был в отпуске, строил дом, вместе выбирали печь для бани. Тяжело терять друзей», – вздыхает боец.

В ноябре 2022 года он получил серьёзную контузию. Его «Урал» на лесной дороге подорвался на противотанковой мине, установленной ДРГ противника. Взорвалась она под задними колёсами. Взрывной волной его и прапорщика выбросило из кабины. 

«Очнулись в пятидесяти метрах от машины. Как там оказались, не помню. Считай, повезло, родились в рубашке. До своих добирались пешком двадцать километров почти сутки. Ночью шли перелесками, днём отсиживались, чтобы не попасть в поле зрения дронов противника и не нарваться на засаду».

Отлежался – и снова в бой. По словам Юрия, нет артиллериста без контузии. На передовой бойцы проходят проверку на прочность.

«Там без боевого братства никак. Подразделение – единая команда, которая должна выполнить боевую задачу. Сплочённость – это главное, все отвечают друг за друга. Расчёт орудия "Малка" состоит из семи человек; если хоть один выпадает из цепочки на несколько секунд, могут погибнуть все.

Самоходная артиллерийская установка выходит на позицию, отрабатывает по противнику и уходит, чтобы не попасть под ответный огонь. На это даётся пять-семь минут максимум. Были случаи, когда потеряли два орудия и весь расчёт, потому что не успели перейти на другую позицию».

Готовы кричать «Слава России»

На передовой красноярец встречал взятых в плен нашими разведчиками иностранных наёмников: поляков, американцев, попался даже мексиканец.

«Как только они оказываются без оружия, с них мигом слетает вся спесь. Они даже готовы кричать "Да здравствует Россия!". Признаюсь, нам хотелось с ними поквитаться за все их преступления против мирного населения, но сдерживали себя, мы же не звери», – говорит сибиряк.

Несмотря на то что прошёл год после возвращения домой, желание вернуться к своим ребятам не отпускает. Дома об этом не говорит, это табу.

Самыми значимыми из всех наград он называет два Георгиевских креста ДНР, которыми его наградили казаки. Гордится ими, потому что его прадед был полным Георгиевским кавалером. И всё же «парадку» с орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», полученными за Афганистан, орденом Мужества за СВО и другими наградами Юрий Кротких надевает лишь один раз в году – 2 августа, в День ВДВ.

«Есть люди более заслуженные, чем я. Пока не закончилась спецоперация, пижониться считаю моветоном. Надену ордена и медали после нашей победы, которая обязательно будет. Другого не дано», – обещает ветеран.