Смелая и дерзкая, с бритой наголо головой и в модной бейсболке. А то и вовсе в клоунском рыжем парике и губки уточкой. Креативная, невероятно эмпатичная и умеющая выражать свою точку зрения. Такой Татьяна Вишневская, известный красноярский фотограф, смотрит на нас со своей странички в социальной сети.
Влюбленная в жизнь и смакующая ее глоточками, как вкусный кофе! Но картинка выглядит так для незнающих, что уже семь лет Татьяна живет с онкологией. Журналист krsk.aif.ru поговорила с ней о том, что испытывает человек впервые столкнувшийся с таким диагнозом, как он влияет на восприятие жизни и при чем тут творчество, фотография и учеба.
Философия против страха
Не «победила рак», не «болеет онкологией», а именно «живет с диагнозом». Татьяна аккуратно поправляет мои формулировки и объясняет: кто-то ведь вообще рождается с генетическим заболеванием, без конечностей, например, и ничего - живет. И зачастую живет еще более яркой жизнью, чем большинство обычных людней! Так и с онкологическим заболеванием: оно у тебя есть, ты просто проходишь определенные процедуры, принимаешь препараты и живешь! А вот как ты живешь – зависит уже от тебя самого.
«Это случилось совершенно неожиданно в 2017-м году. Тогда я еще активно работала телекорреспондентом, снимала репортажи для центральных каналов. Чувствовала себя вполне нормально, но поскольку ранее у меня был тяжелый аппендицит, приведший к спайкам, регулярно наблюдалась у врачей. Во время очередного обследования в гинекологии мне поставили диагноз. Позже, уже в онкологии на Смоленской уточнили - вторая стадия.
Конечно, было страшно! И это чувство до сих пор есть, потому что ты не знаешь, что дальше. Страшно оттого, что ты… можешь умереть, - рассказывает Татьяна, подобрав под себя ноги и поудобнее устроившись на компьютерном кресле в своей небольшой фотостудии, где вокруг ворохи реквизита и оборудование для съемки. - Сейчас я к этому отношусь уже более философски: мы же в принципе, при рождении уже знаем, что умрем! Смерть - это конечная форма существования физического тела. Когда это там (абстрактно кивает наверх) еще сделают, чтобы человек жил вечно?»
Только живут, по мнению моей собеседницы, многие так, будто им уже даровано бессмертие. Думают, что еще все-все успеют, когда-нибудь потом. Как бы странно не звучало, но рак отрезвляет от такого отношения. Приходит осознание конечности жизни и люди понимают, что вообще-то толком еще не жили! Своей жизнью еще не жили! Все время ради кого-то, для чего-то, потому что так надо. Кому надо?
«В палате, где я лежала после операции, нас было четыре женщины. Я спрашивала своих соседок, что в их жизни было такого, о чем они мечтали и это сбылось? Каждая из женщин говорила мне что-то вроде: «Сначала, вырастим детей. Потом, когда внуки подрастут, – вспоминает Татьяна. – Одной женщине на тот момент было уже под 60 лет и всю жизнь она мечтала съездить на море. И деньги вроде были, и возможности, но поездку все время откладывала на потом. И вот оказалось, что «потом» может уже никогда не случиться!»
Фотовыставка из онкодиспансера
До 2017 года Татьяна увлекалась фотографией параллельно с работой телеведущей. После операции и химиотерапии решила, что теперь все свое время хочет уделять только самому любимому делу. Семья поддержала. Она вышла в устойчивую ремиссию и уже много лет работает фотографом на фестивалях живой и этнической музыки «Устуу Хурээ», духовых оркестров «Фанфары в центре Азии», стала участником коллективных и автором персональных фотовыставок, занимается портретной съемкой…
В 2019 году о диагнозе Тани случайно узнали пожилые родители. Сама она их оберегала, не говорила. Когда скрывать диагноз причин больше не осталось, родился проект с участием пациентов краевого онкодиспансера «Умеющие жить». На одной части фотографий представлены красивые цветущие люди, на второй то, что обычно скрыто от посторонних глаз – их шрамы.
«Муж тогда спросил: ты точно справишься, у тебя будут на это моральные силы, ресурс? Конечно, говорю, Бог же дал мне силы это начать! Стала работать над проектом, кинула клич среди онкобольных, искала спонсоров, чтобы напечатать работы, договаривалась с музеем… Все практически одна. Успела сделать выставку, а потом пришла пандемия короновируса и проект пришлось свернуть. Будто сам же Бог и поспособствовал его приостановке.
Честно говоря, я тогда выдохнула, потому что проживать все эти знакомые мне эмоции с героями проекта снова и снова оказалось очень тяжело. Чтобы как-то с этим справиться я занималась в группе поддержки и работала с психологом», - вспоминает фотограф.
Сейчас у Татьяны Вишневской новые проекты. Один из них «Современницы». Это серия портретов женщин всех возрастов – совсем маленьких девочек, молодых и уже зрелых дам, старушек. Минимум косметики и ретуши. Они такие же как в жизни, при этом настоящие и очень красивые. Возможно когда-нибудь наши потомки будут изучать по этим фотографиям современность.
Среди участниц проекта много известных в Красноярске личностей. Они приходят, потому что доверяют. К тому же, фотосессии у Татьяны – это еще и вариант психотерапии. Она обучалась тому, как через фотосьемку помочь человеку расстаться с его комплексами, зажимами и помочь сбросить психоэмоциональное напряжение.
За партой с подростками
Много лет у Татьяны была устойчивая ремиссия, а недавно при очередном обследовании выявили рецидив. Она снова проходит курсы химиотерапии. И как раз отсюда снова ультрамодная стрижка, классная бейсболка. Но внешний вид фотографа незнающие люди даже не связывают с болезнью. Думают, что образ такой. Творческая натура, может себе позволить!
А творческая натура продолжает удивлять и вдохновлять: взяла и поступила в колледж креативных индустрий. Очно! На общих основаниях! Учится в группе, где преимущественно восемнадцатилетние парни и девушки. Сначала они и не поверили, что женщина слегка за пятьдесят, будет учиться с ними. Спрашивали: «Вы по приколу, да?!». Нет, серьезно!
«Они такие прикольные и открытые! У них есть то, чего у нас в советском детстве в помине не было – свобода самовыражения. Они могут себе позволить выглядеть, думать, одеваться, как им угодно. Так что на их фоне я вообще выгляжу вполне органично. Про прическу даже вопросов не возникает», - говорит моя собеседница.
Уроки Татьяна практически не пропускает, только в исключительных случаях. Например, сразу после «химии» за партой сидеть просто невозможно. Но она всегда предупреждает, что будет на лечении, а как только становится легче, возвращается в аудитории.
***
Наше интервью длилось более двух часов и можно было продолжать и продолжать. Говорили о Боге, интересной жизни в лихие 90-е, принятии себя, любви к родным и близким, отношении к животным (в доме у Татьяны более 10 подобранных на улице собак)… Но самое важное, та самая суть, кажется, заключается в одной фразе, произнесенной героиней публикации: «Каждый день ты выбираешь – живешь или прозябаешь!»
Редакция «АиФ на Енисее» благодарит Татьяну Вишневскую за откровенный разговор и искренне желает здоровья и долголетия!