Много поразительного в биографии великого русского писателя Фёдора Достоевского – от «расстрела» за участие в кружке петрашевцев и его последующей ссылки в Сибирь до написания романа «Игрок» за 26 дней или того же противостояния с Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Для многих произведения классика связаны с «тягучей русской хтонью» и неоднозначными персонажами, однако так ли это? Ведь произведения Фёдора Михайловича содержат и проблески той самой надежды, за которую цепляется каждый из нас.
Накануне выхода новой экранизации бессмертного романа «Преступление и наказание» корреспондент krsk.aif.ru обсудил жизнь Фёдора Михайловича Достоевского и его творческое влияние на мировую культуру с доцентом кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации СФУ Владимиром Кирилловичем Васильевым.
«Не испытав, нельзя судить…»
«“Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.” Эти удивительные слова взяты из письма Фёдора Достоевского к его старшему брату Михаилу. Ещё более поразительно, что на момент написания этих строк будущему классику не исполнилось и 18 лет», — рассказывает Владимир Васильев.
Фёдор Михайлович всю свою сознательную жизнь изучал «человеческие бездны» через знакомства и общение с самыми разными людьми. Так, в молодости Достоевский увлекался идеями социальной справедливости и либерализма. В поисках единомышленников в 1847 году Фёдор Михайлович присоединился к кружку петербургского социалиста Михаила Петрашевского, объединившему вокруг себя разнообразных вольнодумцев.
«К тому моменту 26-летний Достоевский получил инженерно-военное образование и добился популярности в литературной среде. Уже были опубликованы его первый роман “Бедные люди” и повесть “Двойник”. “Новый Гоголь” — именно так в то время его отрекомендовал поэт Николай Некрасов критику Виссариону Белинскому», – отмечает Владимир Кириллович.
Петрашевцы вели жаркие дискуссии о будущем России. Участники кружка желали свободы книгопечатания, демократии, отмены крепостного права, преобразования судопроизводства и многого другого. Однако власти, обеспокоенные революционными событиями 1848-49 годов в Европе, арестовали членов кружка.
Суд признал вольнодумцев виновными в «распространении пагубных учений, породивших смуту в Европе и угрожающих порядку в Отечестве». Достоевскому, в частности, вменяли недонесение о распространении письма Белинского к Гоголю. Часть петрашевцев, включая Фёдора Михайловича, приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Когда 22 декабря 1849 года их вывели к эшафоту на Семёновскую площадь Петербурга и зачитали смертный приговор, то все готовились к концу…
Однако ружейный залп так и не прозвучал. Власть устроила театральное представление. В последний момент всем было объявлено помилование. Достоевского лишили дворянского титула и отправили в Омский острог на четыре года каторги с последующей службой рядовым. Петрашевского же приговорили к бессрочной ссылке в Сибирь.
«Фёдор Михайлович смог быстро освоиться в новых условиях, хотя боялся, что каторга его погубит. По дороге в острог в Тобольске заключённые встретили возвращавшихся из Сибири жён декабристов. Женщины подарили каждому издание Нового завета. Это событие имело глубочайшие последствия для Достоевского. С одной стороны, Евангелие как эталон и мера человеческого духа, с другой — десятки преступных душ. Это стало “творческой лабораторией” писателя. Благодаря этому событию появились те же “Записки из Мёртвого дома”, описывающие жизнь каторжников именно с евангельской точки зрения», — отметил Владимир Кириллович.
Вернувшийся из ссылки Достоевский был уже совсем другим человеком. Если бы его не сослали в Сибирь, мы бы никогда не смогли прочитать ни «Записок из подполья», ни «Преступления и наказания», ни «Бесов», ни «Братьев Карамазовых».
«При всяком положении можно поставить себя с достоинством»
После смерти брата Михаила в 1864 году он берет на себя обязанности по выплате его долгов – около 20 тысяч рублей, огромные деньги для вечно нуждающегося писателя. Да ещё берёт на содержание жену брата и четверых его детей.
«Страсть к азартным играм — это вредная привычка Достоевского. Часто он проигрывал всё. От безденежья в мае 1866 года он подписал контракт с предпринимателем и издателем Федором Стелловским. Условия этого документа иначе как кабальными трудно назвать», — говорит Владимир Васильев о появлении романа «Игрок».
По условиям контракта, Достоевский получал ссуду и должен был написать до 1 ноября 1866 года новый роман, а если у него не получится, то Стелловский получал право издавать даром в течение 9 лет все будущие произведения Фёдора Михайловича.
«На дворе уже был октябрь, а Достоевский всё ещё не приступил к роману. Тогда его спасла 20-летняя стенографистка Анна Сниткина, которая помогла под диктовку написать “Игрока” всего за 26 дней. Работа в форс-мажорных обстоятельствах сблизила Фёдора Михайловича и Анну. Позже они обвенчаются в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга».
«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Темы поиска Бога, познания истины и внутреннего просветления стали одними из ключевых в произведениях Фёдора Михайловича. Хрестоматийным примером может служить падение и воскресение Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания». Потеряв моральные ориентиры, он через долгий и тернистый путь в конце концов возвращается к божественному, словно просыпаясь от сна.
«Интересно то, что в “Преступлении и наказании” почти нет положительных героев. Преступен не только Раскольников, преступны Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня, пьяная девочка, Свидригайлов, Лужин, Лебезятников... И здесь, и в других произведениях писателя перед нами мир универсально преступный», — считает Владимир Кириллович.
Отметим и тот факт, что, по мнению историков, Фёдор Достоевский частенько вдохновлялся реальными преступлениями. Эксперты считают, что что образ Раскольникова мог появиться благодаря реальному убийце.
В сентябре 1865 года в газете «Голос» был опубликован материал об убийстве в Москве пожилой кухарки и её подруги-прачки, которых топором зарубил 27-летний Герасим Чистов. Из сундука их хозяйки — мещанки Дубровиной — пропали деньги, драгоценности и столовое серебро. Убийца так и не успел воспользоваться деньгами, потому что на следующий день его поймали полицейские. Согласно источнику издания, в ночь преступления мужчина очень переживал из-за содеянного.
Произведения Достоевского актуальны и сейчас. Чтобы указать на тех, кто испытал его влияние, надо переписать имена всех сколько-нибудь значимых художников слова, творивших после него. Повсюду видны отсылки, перепевы образов и сюжетов из сочинений Фёдора Михайловича.
Отметим, что в Японии настоящий культ Достоевского, даже мангу и аниме рисуют по его романам. А американский писатель Курт Воннегут в своём романе «Бойня номер пять» писал: «Абсолютно всё, что нужно знать о жизни, есть в книге “Братья Карамазовы”».
«Деликатно стушеваться»
Под конец разговора с корреспондентом krsk.aif.ru Владимир Кириллович напомнил несколько интересных фактов о жизни Фёдора Михайловича.
Юный Достоевский тяжело переживал смерть поэта Александра Сергеевича Пушкина, которая случилась через несколько месяцев после смерти его матери. Он был готов просить позволения у отца носить траур по Пушкину, если бы не было семейного траура.
«В романе “Братья Карамазовы” Достоевский создал карикатурный, отчасти, как я считаю, несправедливый образ Ивана Сергеевича Тургенева в лице писателя Кармазинова. Это была месть за западничество, за то, что Тургенев своих богов не отстоял. Впрочем, Достоевскому тоже доставалось. Свое впечатление от “Преступления и наказания” Иван Сергеевич назвал “продолжительной холерной коликой”», — говорит Владимир Кириллович.
Также Достоевский гордился тем, что именно он привнёс в литературный русский язык новое слово – «стушеваться». Даже в 1877 году посвятил ему заметку под названием «История глагола стушеваться». А значение у него вполне простое – аккуратно, плавно уничтожиться, сойти на нет.
В заключение остаётся только порекомендовать ознакомиться с творчеством знаменитого писателя. Именно по этой причине в материале не раскрываются подробности сюжетов произведений Фёдора Михайловича.
«Рекомендую каждому ознакомиться с произведениями Достоевского. Наверное, можно начать с чего угодно, но обязательно освоить его “великое пятикнижие”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток” и “Братья Карамазовы”», — подытожил Владимир Васильев.