Ничего удивительного, ведь этот чёткий шаг гражданского общества мы репетировали без малого 80 лет. Те же флаги, трибуны и агитационные речи. Так почему же мы, так долго и настойчиво отделяя себя от советского прошлого, снова и снова возвращаемся к его реалиям? Об этом в интервью с Татьяной ФЕНЬВЕШ, доцентом кафедры социологии СФУ.
Скучаем по великой державе
Надежда Филатова, «АиФ на Енисее»: - Татьяна Анатольевна, проведём параллели: стройотряды, школьная форма, демонстрации и митинги, наконец, нормы ГТО, которые активно возрождают. Всё это так напоминает о советском времени. У нас даже в модных ночных клубах играет музыка 80-х. С чем связана эта ностальгия?
Татьяна Феньвеш: - К нашему социалистическому прошлому в обществе разное отношение: у одних ностальгия, кто-то скажет «проклятая тюрьма народов», наконец, мода. И причины формирования такого отношения серьёзно отличаются. Например, старшее поколение ностальгирует, потому что тогда были молоды. С этим периодом связаны надежды на будущее. Мелкие неприятности со временем уходят из памяти, и в целом остаётся образ прошлого, которое по сравнению с настоящим гораздо приятнее. Как говорится, и трава была зеленее, и рыба в Каме была.
- Но это старшее поколение. А посмотрите, в социальных сетях созданы целые группы, в которых зарегистрированы в основном те, кому 30-35. Но и они то и дело пишут: а помните, каким вкусным было мороженое…
- Это не более чем маркетинговые ходы. Да, возможно, в то время напитки изготавливались из настоящих фруктов, а пломбир содержал необходимое количество белков, жиров и углеводов. Советское время становится гарантом того, что продукты были более качественными, воздух - чистым, а медицина и образование - бесплатными. И каждый человек имел возможность рассчитывать на поддержку государства. По сравнению с этим, современный мир, который не гарантирует человеку ничего, выглядит всё более проигрышно. Если в 90-е годы формировался однозначно негативный образ Советского Союза, то сейчас происходит инверсия. Мало того, советское прошлое оказывается неразрывно слито с величием России, с её имперским характером. И эта ассоциация порождает ряд ассоциаций вторичного плана. А в чём, собственно, было величие? А в том, что у нас была самая мощная и образованная армия, интеллигенция, промышленность... И сейчас наступают такие времена, когда мы выходим из рабской зависимости от западного мнения. Когда становится понятно, что унижать нас уже нельзя. Мы поднялись, если не из пепла, то из достаточно неприятной грязи. Наконец, преемственность. Мы были великой державой, а почему вы решили, что мы не будем такими вновь? Так что за ностальгией кроется, скорее всего, формирование нового мировоззрения. И это очень правильный политический и идеологический ход.
- Но ведь поколение 90-х не может ностальгировать по стране, в которой они даже не жили. Между тем активно возрождаются тимуровские бригады, стройотряды. Как считаете, у молодёжи есть внутренняя потребность во всём этом участвовать, или же эти идеи навязаны нам сверху?
- Человек по своей природе - существо, избегающее выбора. Мы всегда ждём от общества подсказки и похвалы, что и делали разного рода организации в СССР. Та же самая пионерия давала подрастающему поколению чёткие установки, что нужно делать, чтобы быть успешным. Направляла человека в русло того движения, которое вынесет его не на отмель, а прямиком в светлое будущее. Стройотряды выполняли массу социальных функций, например, формировали управленческие кадры, это был менеджмент советских времён. Они же выполняли важную миграционную функцию, перемешивая населения разных регионов. Это не были самоорганизующиеся модели поведения, они задавались сверху. Но воспринимались как проявление свободы воли, выбора и т.д. А государство создавало все условия, чтобы люди могли почувствовать эту романтику. Это была ложь, но во благо.
Кувырк-коллегия
- Поговорим о политике. Посмотрите на заседание правящей партии - один в один Советский Союз.
- Это та самая отрицательная сторона нашей действительности - мы не искоренили советское чиновничество, то, с чем нужно было бороться в первую очередь. А на счёт партии большинства… Мы сами её выбрали. И кто сказал, что это плохо? В Италии куча партий, бьют друг другу морды, каждые полгода меняется состав правительства.
Что в этом хорошего? Многопартийная система свидетельствует отнюдь не о силе демократии, а, напротив, о её слабости. Потому что маленькие партии с трудом договариваются, каждый пытается выторговать что-то для себя, это так называемая кувырк-коллегия. Я уже давно читаю курс политической социологии, и никто не оспаривает мнения, что страны с устойчивой демократией стремятся к двухпартийной системе, а иногда даже к однопартийности. Это придаёт устойчивость политической системе, позволяет быстрее и более чутко реагировать на требования времени.
- Видимо, у нас ещё не сформировалась партия, которая могла бы составить достойную конкуренцию той единственной.
- Может, мы сами в этом виноваты? Хотя бы повысили процент прохождения в думу с 5 до 7%. Это уже шаг в нужном направлении. А до этого и у нас собиралась та самая кувырк-коллегия. Но при наличии одной сильной партии, мне кажется, гораздо больше шансов, что сформируется сильная оппозиция. Не та, что будет бессмысленно собираться на Болотной площади. А та, что будет формировать оппозиционные модели поведения, имеющие конструктивный характер. И при смене власти использовать опыт ошибок своих предшественников и не совершать их. Но это достояние стран с большим демократическим опытом, где сложились со временем двупартийные системы, как, например, в Англии и США. Почему бы нам не идти этим же, проверенным временем путём?
Где наше светлое будущее?
- Ещё один аспект нашей жизни, о котором постоянно вспоминают, - национальная идея. Говорят, что 80 лет мы знали, ради чего живём, а теперь всё наше существование бессмысленно. Зачем мы всё так усложняем?
- Нужно определиться, что такое национальная идея. Это организующее начало, некий механизм связи гражданского общества и государства. То, что обеспечивает целостность и формирует мировоззрение. Вопрос в том, каким содержанием она наполняется, чтобы эти функции выполнять. Национальная идея Советского Союза - светлое коммунистическое будущее. Она действительно была объединяющей, задавала движение вперёд, объясняла, зачем и почему. После распада СССР мы сначала метнулись к Русской православной церкви, что само по себе неприлично. Наша страна - многонациональное, многоконфессиональное государство. Не стоит ущемлять интересы других религиозных конфессий.
На мой взгляд, мы должны говорить о самоопределении народов, о том, что все населяющие Россию нации имеют право на свободу выбора, на развитие и сохранение своей культуры. Необходимо формировать уважительное отношение друг к другу, и в этом смысл национальной идеи. Должно быть понимание того, что наша страна будет великой только тогда, когда каждая маленькая народность на равных правах будет входить в эту единую великую нацию, со своей культурой со своим прошлым, но с единым будущем.
Смотрите также:
- «Ложь, глупость и жадность - вот наши беды», - считает доктор Борис ХАСАН →
- Красноярский историк о присоединении Крыма: «Демократия русского формата» →
- Александр Усс: «Жить наперекор всему - характерная черта сибиряков» →