Любовь и подделки. Пётр Боев: Как отличить одно от другого?

Очень важно, чтобы человек оберегал себя от греха. © / www.globallookpress.com

Начался Великий пост, воспринимаемый многими как православная диета. Однако он обладает совсем иным значением и может стать периодом подлинной перезагрузки смыслов. Об этом, а также об идеале женственности, любви и семье - разговор со священником Петром БОЕВЫМ.

   
   

Коллега - тот же брат

Татьяна Антипьева, «АиФ на Енисее»: - Однажды прочитала, что пост - это возможность для каждого провести генеральную уборку в своей душе. Что такое капитально убраться в квартире, каждому известно, а что значит - душу прогенералить?

- Тут даже не генеральная уборка нужна. Можно убираться долго, а мебель-то старой останется. Бывают вещи, которые потеряли всякое назначение, как рудименты висят, стоят, лежат. Мы двигаем, перекладываем с полочки на полочку. Знаем, что не будем ими пользоваться, но всё равно оставляем на чёрный день. В духовной жизни важно эти вещи убирать, чтобы что-то новое пришло. Но это должно быть самостоятельное решение, а не потому, что батюшка так сказал.

- А что может быть такими рудиментами в переложении на жизнь души?

- Устойчивые взгляды, отношение к людям. К примеру, деление людей на хороших и плохих, на гениальных и отребье. Убеждение в духе: «Если человек одет как-то не так, я уже не буду с ним общаться». Это есть даже у верующих людей. Важно это преодолевать. Особенно если мы говорим о настоящем посте. Потому что себя начинаем рассматривать в том числе и помощниками Богу. Конечно, родным мы всегда поможем. А если это не родные люди? Чужие, получается? Нет. Круг лиц, теперь входящих в зону нашей ответственности, расширяется.

- Многие люди относятся к посту как к диете. Может, это их первые шаги на собственном пути к вере? И не стоит их ругать?

- Ругать никого не надо. Как и судить. Я абсолютно уверен, что, начав с еды, человек придёт к настоящему пониманию поста. Вопрос - сколько будет идти? Бывало, люди так шли сорок, шестьдесят лет... Постились всю жизнь и прожили так, что потом жалели. Просто мы не привыкли над собой трудиться.

Женщина тоже свободна

- В канун 8 Марта принято чествовать женщин. Каков идеал женственности в христианской философии?    
   

- В христианстве женщина - полноценная личность, свободная и даровитая, равно как и мужчина. Нет убеждения, что пока она или он не создали семью, являются ущербными. В единстве с Богом каждый человек обретает полноту и цельность. Любовь, безусловно, даёт женщине и мужчине возможность развиваться, увеличивать всё прекрасное в душе. Но часто люди обманываются. Вступают в отношения, в которых любовь искажена, пытаются подделать любовь. Тогда то, что в них изначально заложено, меркнет. Я вижу много примеров семей, созданных без веры и подлинной любви. Такие браки быстро становятся тусклыми, как только первый пыл страсти проходит. Но бывает, что люди приходят к Богу, по-настоящему открывают Его для себя, и брак расцветает.

Любовь или сексуальность?

- Увы, в разговор о женственности не встраиваются чудовищные случаи, когда мама выбрасывает младенца в мусорный бак. 30 случаев в Красноярском крае были зафиксированы в прошлом году, когда дети погибли от действий собственных родителей! Можно с точки зрения человеческого смысла объяснить такое?

- Дело-то в том, что у человека в отрыве от Бога нет никакого смысла. Бог вносит порядок в жизнь человека. Но сложно осуждать людей, даже когда они делают что-то нечеловечное. Увы, люди привыкли следовать усреднённым представлениям общества о том, как надо жить. Будем честными - ведь сегодня, когда люди входят в сферу сексуальных отношений, и женщина беременеет, а мужчина становится отцом, по большей части это является неожиданностью. Более того, воспринимается как что-то печальное. Часто мужчина бросает женщину, и она срывается. А ведь по сути супружеские отношения мужчины и женщины во всей их полноте - это творческий акт любви. Но сейчас всё настолько разорвано: любовь сама по себе (и люди о ней мечтают), сексуальность - отдельно. Человек изнутри разрушен настолько, что разделяет эти понятия. Может заниматься любовью без любви. Или, живя в семье, любить кого-то другого. Бред, понимаете? Эти тридцать случаев нельзя рассматривать вне сообщества в целом. Подобные выкрутасы ведь может выкинуть тот, кто ещё вчера считался очень достойным. Это вообще возможно со всяким, у кого нет понятия о настоящем смысле жизни. Для меня эти случаи - знамение времени. Моя задача как священника - ещё до создания семьи прямо говорить о важных вещах с парнями и девушками. Ко мне приходят отроки, и я задаю вопросы. Вы принимаете крещение - как у вас дела с этими вещами? Знаете, что этот грех является самым первым, который отделяет от Бога? Улыбаются.

- Вы о сексуальных связях до брака говорите?

- В частности об этом, о блуде. Это сейчас называется красиво - свободная любовь. Господь от этого нас ограждает, зная, к чему это может привести. Женщина не может справиться одна с воспитанием ребёнка, именно поэтому важно, чтобы сексуальные отношения начинались только после того как оба способны взять на себя ответственность за совместное будущее. Честь и хвала женщинам, которые вырастили ребёнка в одиночку. Но, согласитесь, воспитание не сводится к тому, чтобы дать одежду, пропитание и образование. Дети, не имевшие в детстве отца, потом не могут создать полноценную семью. Нельзя, я убеждён, женщинам идти на такие шаги - «родить для себя». Как рождённый по этому мотиву ребёнок будет себя чувствовать, как он будет жить и взрослеть - об этом мамы думают? Я бы хотел задать большую глобальность этой проблеме. Это не те тридцать людей только, у нас почти всё общество заражено. Надо что-то делать.

- По статистике, 30% семей, где одни мамы воспитывают ребёнка. Число детей, зарегистрированных по одному только заявлению мамы, почти 20 тыс. в трёх регионах у Енисея!

- Дети в таких семьях получают раннее половое воспитание, когда видят, что в Интернете родители делают. А очень часто бывает так, что, приходя в семью, где мать-одиночка и дочь, мужчина начинает домогаться до ребёнка. Настолько всё печально.

Аскеза для молодых

- Что же такое кардинальное должно произойти, чтобы ситуацию сломить и она стала выправляться в сторону действительно благоприятных перемен?

- У меня есть одна идея, но, боюсь, женщины со мной не согласятся. Я абсолютно убеждён, что христианский императив о том, чтобы хранить себя от отношений без любви, играет важную роль.Не надо мужчине себя давать в дар, если ты не оценена. Речь не о формальном условии - без печати в паспорте не жить вместе. А о том, чтобы отношения были испытаны годами. Практика показывает, что первые три года люди притираются в браке. Первый год - полётов, когда всё хорошо и замечательно. Второй - разочарований. Открываешь в человеке одно, другое неприятное. Третий год - понимания, над чем нужно вместе работать. Я говорю о том, что не нужно торопиться создавать семьи, лезть в постель. Понятно, что здесь другая проблема - в неумении обуздать сексуальные потенции. И тут христианство вообще впереди всех. Потому что аскетика нужна не только дедам и старикам, а в первую очередь молодым, которые находятся в буйстве, в протестном состоянии, когда всё изнутри прёт. Это очень важно, чтобы человек умел себя сдерживать, оберегать от греха.

Ты мне - чудо, а я тебе - что?

- У многих есть представления, что в христианстве, в жизни святых есть место чуду. А в наши дни это также актуально?

- Дело в том, что чудо не совершается само ради себя. Требуется ещё участие человека. Для Бога вера человека - такое участие. Приходя к Богу, мы можем просить о чём-то, при этом понимая, что воля Божья может быть другой. Часто люди, прося что-то и не получая, говорят: «Бога нет, раз он это не совершил». Тогда многие дети, видя, что родители им что-то не дают, сказали бы: не нужны такие родители. Но ведь в большинстве случаев взрослые поступают так, чтобы не навредить ребёнку.

- А если человек спасается в автомобильной аварии при лобовом столкновении, это чудо?

- Конечно. Или у человека смертельное заболевание, допустим, рак. Его подлечили - он воспрял. Однозначно, нужно понимать, что это время Господь даёт для приготовления, чтобы внутри себя человек что-то смог изменить. А ещё бывает так, что человек готов прожить жизнь, наполненную смыслом и многими благими делами, и Господь убирает болезнь. Мне известны такие примеры. А если человек продолжает жить для себя, то и болезнь продолжает жить. Грех, совершённый когда-то, не исповеданный, так и живёт в человеке. Поэтому многие люди обманываются: стало полегче - ладно, живём дальше. Так и умирают не приготовленными к вечности. И это очень важно - чувствовать и знать время, которое Господь тебе отводит. Многие святые даже день кончины своей знали.

ДОСЬЕ
Пётр БОЕВ родился в 1986 году в Канске. В 2008 г. окончил Тобольскую православную духовную семинарию, в 2012 г. - Тобольскую социально-педагогическую академию. Обучается в магистратуре Санкт-Петербургской православной духовной академии. Священник Покровского кафедрального собора Красноярска. Духовный наставник братства «Святое дело». Женат, воспитывает двоих детей