«Милосердие»: красноярская столовая, где спасают от одиночества

Столовая существует исключительно на пожертвования неравнодушных людей. © / Нина Зуева / АиФ

В Красноярске работает бесплатная столовая для стариков и детей. Существует она только за счет пожертвований.

   
   

В полдень в столовой «Милосердие» - всего два посетителя. Старики - основной контингент, обычно приходят с утра. В день обычно бывает человек тридцать-сорок пенсионеров. 

«Спаситель» стариков, одиноких, бездомных…

Некоторые и не едят. Приходят, чтобы поговорить о жизни, о политике, о пенсиях. Пищу забирают с собой в баночках.  Так делает обычно и Юлия Бобкова. Говорит, пятничного обеда ей хватает на все выходные.

- Я очень довольна, что есть такая столовая, я называю ее «спаситель мой», «просто спаситель». Я живу совершенно одна и для меня это просто спасение, для здоровья, для души, вообще для жизни. Я даже в ужасе думаю, а вдруг столовую закроют, куда тогда буду ходить?.. Сюда что ни придешь - поговоришь, вопросы решишь, поделишься какой-то проблемой, всегда найдёшь поддержку. Общение у меня тут очень тесное, восемь лет - большой срок, всех считаю здесь уже своими. Очень хорошо, что есть у нас такая столовая, где можно не быть одиноким.

В столовой нуждающиеся получают полноценный обед. Фото: АиФ

Юлия Бобкова сначала водила в столовую «Милосердие» сына-инвалида. По ходатайству из соцзащиты ему полагалось бесплатное питание. С 2007 года, когда он умер, ходит сама.  По образованию она педагог-художник. В знак благодарности принесла в столовую свои картины, которые теперь красуются на стенах.  

Она говорит, что порции здесь слишком большие, осилить их за один раз невозможно. Поэтому забирает обед в баночках домой - так всю неделю можно не думать о готовке.

- Я ем мало. Здесь просто спасение для меня, живу я неподалеку. Это в полном смысле слова диетическая столовая, здесь готовят из тех продуктов, к которым я привыкла. Никаких зарубежных червяков, огоньков - ничего такого. Готовят очень вкусно, хорошо. Мне хватает на всю неделю. Я здесь не ем, сразу не могу весь обед съесть, раза на три-четыре делю его дома. А покупаю я в магазине только соленую капусту, консервированный горошек и кукурузу. Очень хорошо, что есть у нас такое место...

   
   

Юлии Бобковой приносят чёрный пакет-майку с её обедом. Там щи, каша, компот и чай с печеньем в стеклянных баночках. Она благодарит персонал и торопится домой, ей ещё нужно успеть в поликлинику.

В полдень в столовой «Милосердие» - всего два посетителя. Фото: АиФ / Нина Зуева

Второй посетитель - 25-летний Вадим Пажильцев, инвалид по зрению, ходит в столовую «Милосердие» с 10 лет.

- Сколько себя помню, столько сюда и хожу. Раньше сбегал из дома, здесь время проводил. Сейчас просто прихожу пообедать или взять питание с собой. Прихожу не каждый день: сложновато ездить с другого конца города. Но я могу передвигаться по городу, вижу, хоть и плохо. А здесь мой второй дом. Никаких документов, чтобы бесплатно есть, я не предоставлял, здесь меня и так знают как облупленного. Как узнал о столовой, если честно, не помню. С беспризорниками я не общался, только тут с ними и пересекался.

История «Милосердия»

Столовая благотворительной организации «Милосердие» открылась в Красноярске в 1997 году. Ирина Серебрякова - её директор, тогда работала в попечительском совете при губернаторе Красноярского края. Она вспоминает, как по всему городу слонялись беспризорники, приставали к прохожим, попрошайничали. Смотреть на это спокойно Ирина не могла. Она и другие женщины из ее ведомства решили «создать такое место, где можно было бы хотя бы просто накормить бродячих детей». Придумали открыть благотворительную столовую, где бездомные дети смогут хотя бы нормально поесть, такая возможность у Ирины и ее коллег была.

Фото: АиФ / Нина Зуева

Столовая благотворительной организации «Милосердие» открылась в Красноярске в 1997 году. Нашли помещение, мебель, посуду, - все самое необходимое, устроились скромно, открылись. Столовая оказалась очень востребованной. Дети не просто получали здесь бесплатную еду, но и проводили досуг: рисовали, пели караоке, лепили, играли, спали.

- Задумка была такая: у нас не просто столовая, у нас место, которое может детям заменить дом. То есть, ребенок может покушать, поиграть, посмотреть телевизор, при желании полежать с книжкой на диване - пожалуйста, лишь бы не слонялся по улице, - говорит Ирина Серебрякова.

Приют для беспризорников

Заведующая столовой Татьяна Заболотнева рассказывает, что в 90-е годы в день приходило около 200 детей.

- Бывало, пройти в свой кабинет невозможно, растолкаю их руками, протиснусь кое-как, много детей было. Они к нам придут, умоются, поедят, выспятся на полу перед телевизором на коврике и уходят в ночь. Ночью же мы не работали. Здесь был их дом, а ночевали они в подвалах.  Мы оказывали им психологическую помощь, помогали с трудоустройством, пристраивали учиться, даже адвокатами выступали на судах. Они же бандами ходили по городу, воровали. Сейчас многие из них просто приходят к нам в гости, приводят своих детей. Единицы выкарабкались, многие сели. Ну а что, они -растеребили киоск с мороженым, наелись  - сели. Это же дети.

Татьяна Заболотнева в столовой «Милосердие» с 1998 года. Говорит, не привыкла бегать с места на место. Хоть зарплата тут и небольшая, ей хватает.  До этого она 20 лет работала воспитателем в детском саду.

Вспоминает, как ходила со своими посетителями-детьми в музеи, в зоопарк, в театр. В 90-е годы здесь была не просто столовая, а целый досуговый центр, поясняет Татьяна Заболотнева.

- В ноябре поехали в зоопарк. Они на ранетку, как обезьяны, залезли, кое-как вернула на землю. На клетки прыгают, хулиганят. Я одна, а их сорок человек, попробуй справиться. В парке катались на каруселях. Ездили в Театр Юного зрителя на спектакли. Помню, было два автобуса, после спектакля стоим ждём - никого. А был у нас тут такой парень отчаянный, вижу, бежит, мат отборный. Все дети сразу по местам и поехали. Был он у меня помощник, следил за пацанами, чтобы не было потасовок, не дрались чтобы, не порезали никого.  

Когда вышла президентская программа о безнадзорности, и всех детей определили в детские дома, посетителей заметно поубавилось. Сейчас детей в столовой нет, а если они и бывают, то крайне редко. Обычно приходят многодетные мамы - забирают с собой еду в баночках.  Хотя до 14 лет все дети могут есть тут бесплатно и без всяких бумажек.  

Когда детей стало появляться меньше, решили кормить стариков. По направлению из администрации Железнодорожного района Красноярска питаются пенсионеры, в основном одинокие или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

- К сожалению, мы не в силах потянуть всех пенсионеров города, у нас просто нет такой финансовой возможности. Поэтому обслуживаем людей только из нашего района и абсолютно всех детей до 14 лет. У нас полностью общественная благотворительная организация, и мы существуем только на пожертвования добрых людей, - уточняет директор краевой организации «Милосердие», которой принадлежит столовая, Ирина Серебрякова.

«Ходим - просим деньги»

Никаких доходов у краевой региональной благотворительной общественной организации «Милосердие» нет. Существует она преимущественно за счёт пожертвований. 

Время от времени столовая участвует в краевых грантовых проектах и получает средства из бюджета, тесно сотрудничает с мэрией. Каждое лето в течение уже более, чем пяти лет помогают дети из трудовых отрядов главы города. Это школьники, которые занимаются озеленением территории, уборкой помещений, выполняют другую несложную работу. Получают за это небольшие деньги и бесплатное питание.

По словам Ирины Серебряковой, у её столовой есть несколько постоянных спонсоров, благодаря которым оплачиваются коммунальные услуги, тепло, свет и продукты. Их имена она не называет.

- Просто есть люди, которые хотят делиться своим душевным теплом, и мы этому рады. Все деньги спонсоров идут в дело. Мы работаем уже давно, нам доверяют. Свои средства мы - попечительский совет, куда вхожу я и две мои подруги, Елена Глушкова и Екатерина Петрунина - тоже вносим, когда чего-то не хватает. Покупаем фрукты, конфеты, другие необходимые вещи. А вообще я на пенсии, но я хочу этим заниматься, - добавляет Ирина Серебрякова.

Помимо частных спонсоров столовой «Милосердие» помогает местная компания «Краскон», которая бесплатно обеспечивает водой. Ещё – «Красноярский хлеб», который раз в неделю поставляет хлебобулочные изделия уже на протяжении 17 лет.

В столовой работают энтузиасты и волонтёры. Фото: АиФ / Нина Зуева

- Конечно, бывают сложности, тогда ходим - просим деньги. Мы живем впритык, нет лишних средств. Если бы была возможность, мы бы, конечно, наняли двух-трех поваров. Сегодня у нас работает один повар и заведующая - вот и весь штат. Зарплаты у них очень маленькие, не буду даже озвучивать, какие. Ещё помогают волонтеры.

Волонтеры из «Милосердия»

Александр Мохов - и официант, и первый помощник повара, и уборщик. Ему 19 лет. Работает он здесь каждый день, ничего не требуя взамен.

- В 99-м я мимо проходил, зашёл, поел. Решил остаться, потому что здесь мне понравилось, нашёл друзей, сейчас, как могу, помогаю. Я из многодетной семьи, не был я беспризорником.

Другой волонтёр - инвалид Виктор Лариошкин, на вид ему лет 50.

- Работаю здесь два года один месяц и три дня - помню точно. Волонтёр я по зову души. Вахтер, сторож, дворник, уборщик - все должности совмещаю. На оплачиваемую работу меня не берут, не нужен я стал, как сделался инвалидом, - сетует он.

Лариошкин немногословен и не хочет, чтобы его фотографировали, как и предыдущий собеседник. Волонтеры здесь скромные.

- Вообще я человек семейный, супруга положительно относится к моей такой работе, - на всякий случай уточняет вахтер.

Волонтёры, которые работают в столовой, фотографироваться решительно отказались. Фото: АиФ / Нина Зуева

Магазин «Все за спасибо»

При столовой организован магазин «Все за спасибо», название которого полностью себя оправдывает. Среди товаров - одежда из вторых рук, игрушки, детская коляска и другие мелочи, которые приносят горожане. Посетители столовой и просто прохожие могут выбрать здесь все, что душе угодно, тоже бесплатно. 

Хочется сказать «спасибо за всё» организаторам и волонтёрам благотворительной столовой. Без их способности бескорыстно отдавать множество красноярцев остались бы без поддержки в трудную минуту… И кто знает, как сложилась бы их жизнь.