Я окончила школу задолго до введения единого государственного экзамена. После университета и аспирантуры преподавала политологию в вузе, подрабатывала репетитором по обществознанию. В качестве эксперта проверяла работы школьников, но вот как проходит сама процедура экзамена, мне оставалось не понятным. Чтобы ощутить на себе систему оценки знаний, я решила сама пройти все её этапы.
Как на допросе
Для тех, кто давно окончил школу или по другой причине не смог прийти на ЕГЭ вместе со всеми выпускниками, экзамен можно сдать позже, во «вторую волну». Именно на неё я и попала. Для начала нужно зарегистрироваться в Центре оценки качества образования. Сотрудница центра поинтересовалась, не сдавала ли я ЕГЭ в этом году? Она предупредила, что за сокрытие информации вся ответственность лежит на мне. Я впервые почувствовала себя как на допросе у следователя. К слову, это чувство не покидало меня всё время, пока я сдавала ЕГЭ. Казалось, что я под подозрением и за мной постоянно следят. Следили в буквальном смысле: видеокамеры установлены во всех помещениях, где могут находиться абитуриенты.
Экзамен начинается в 10:00, но на месте нужно быть уже в 9.15. Целый час уходит на подготовку: проверку паспорта и инструктаж. В итоге паспорт у меня проверили четыре раза! Первый раз его попросили достать при входе в школу, где проходил ЕГЭ. Затем я прошла через металлоискатель, выложив ключи, мелочь и наручные часы. Парней просили снять ремни, у девушек проверяли сумки. После этого паспорт вновь оказался в руках организаторов, здесь уже сверяли фамилии со списком зарегистрированных. Особенно строго следили за телефонами, сразу при входе в здание их нужно было положить в камеру хранения. Хотя одна девушка спокойно пронесла телефон в сумке и что-то читала в нём, дожидаясь начала. Никто её так и не задержал.
Запись на камерах - вещдок
Всех, кто пришёл на экзамен, распределяют по аудиториям - по 15-18 человек. В мою группу попала девочка из Казахстана, на третьем этапе проверки её чуть было не выгнали. Оказалось, что в её казахском паспорте нет отчества, а в общем списке рядом с именем оно есть.
- Мы не можем вас допустить, вдруг это не вы, а ваша однофамилица! - негодовала организатор.
- Но у нас в Казахстане отчество в паспортах не пишут, - оправдывалась девушка.
Через некоторое время пришёл организатор рангом постарше и пропустил на экзамен уже изрядно напуганную абитуриентку.
Последнюю, контрольную проверку я прошла уже непосредственно перед входом в кабинет.
Здесь нас ждал подробный инструктаж о том, как заполнять бланки, что может лежать на столе и как нужно себя вести, если захочешь выйти из класса. На вопросы по содержанию заданий не отвечали.
- Никаких комментариев, читайте инструкцию, - резко ответили организаторы.
Видимо, после того как на ЕГЭ установили видеокамеры, они боятся сделать лишнее движение, сказать подозрительное слово.
Как только мы получили запечатанные конверты с заданиями, нас предупредили, что после отклеивания ленты на конверте её сразу же нужно отдать, а не оставлять на столе, чтобы на записи видеокамеры это не выглядело как шпаргалка.
Мышление как процесс
В последнем задании нужно было выбрать любую из предложенных цитат и написать эссе, показать разные точки зрения по проблеме, привести несколько примеров из литературы, истории или СМИ.
На выполнение всех заданий у меня ушло три часа. При этом на большинство вопросов ответы можно было угадать, если ты хоть немного знаешь, что происходит вокруг тебя, читаешь книги, газеты и умеешь логически мыслить.
В итоге за экзамен я получила 75 баллов - это твердая четверка. Больше всего ошибок сделала в части «С». За эссе мне поставили четыре балла из пять. В этом нет ничего удивительного - сочинения всегда дело вкуса даже при строгих критериях оценивания, которыми пользуются эксперты при их проверке. А вот мои определения мышления оценили всего на один балл при максимальных трех. Для того, чтобы получить за научные термины максимальные баллы, нужно знать, как они сформулированы в школьных учебниках по обществознанию, самодеятельность здесь не приветствуется. Удивило другое: за задание С8, где нужно было составить план по теме «Предпринимательство в условиях рынка» за что-то сняли один балл, хотя я была уверена, что все сделала правильно. Не удалось мне избежать ошибок и в части А - дала неправильные ответы в вопросах про налоги и причинах роста цен. Но я же преподаватель, а не экономист. Вывод один - результат мог быть лучше, если бы я хоть немного полистала учебник обществознания. Школьникам, которые прорешивают их не один раз, получить высокий балл гораздо легче.
Что меня поразило на ЕГЭ больше всего, так это напряжённая обстановка: организаторы мало походили на «живых» людей, а смахивали скорее на роботов. За свой богатый опыт сдачи экзаменов (школа, два вуза и аспирантура) я нигде не ощущала такой нервозности и «механического» отношения к людям. А ведь на экзамене главное - не запугать и выбить из колеи, а успокоить человека, улыбнуться и подбодрить. А вот этого как раз и не было.