Виртуальные бродяги: к чему приводит интернет-зависимость?

Здоровье детей и подростков с каждым годом ухудшается. По данным министерства здравоохранения края, сейчас в первые классы приходит лишь 15% абсолютно здоровых учеников. А к моменту получения аттестата тех, кто не заработал хронические заболевания, и вовсе остаётся 4%. Чтобы исправить ситуацию, нужно поменять образ жизни не только школьников, но и их родителей.

   
   

Гоните детей во двор

Сколиоз, близорукость, час­тые ОРВИ и повышенная тревожность - вот основные заболевания, которые появляются в медкартах школьников. В общем-то так было и 10-15 лет назад. Только тогда количество «хроников» было в разы меньше. Конечно, нельзя недооценивать роль современной диагностики - диагнозы сейчас врачи ставят точнее благодаря современному оборудованию. Но официальные цифры подтверждают, что каждое новое поколение более чахлое, чем предыдущее. Среди факторов, которые влияют на это, и экологическая обстановка, и большая нагрузка в школах.

Но главный бич сегодняшнего времени - малоподвижный образ жизни. Если раньше детей было не загнать с улицы, то теперь их с трудом можно вытащить из-за компьютера и выгнать во двор.

«У нас значительно увеличилось количество подростков, которые страдают болезнями глаз и придаточного аппарата, - рассказывает Лиана СЮТКИНА, заведующая отделением КГБУЗ «Красноярская межрайонная больница №4. - А всё из-за того, что они не расстаются с компьютерами и гаджетами. Родители многих ребят никак в этом не ограничивают». А ведь у специа­листов появился термин «интернет-зависимость». И на этапе младшего школьного возраста таких детей уже 15%.  Они забывают принять пищу, плохо спят, не реагируют на обращения окружающих и проявляют сильные вспышки агрессии, когда их пытаются лишить доступа к любому гаджету. Родители обязаны конт­ро­лировать доступ в сеть, ведь именно они в конечном счёте отвечают за жизнь и здоровье детей. А порой по собственной халатности и занятости упускают что-то важное».

«Так, многие забывают, что мы живём в эндемической зоне с нехваткой йода, - объясняет Людмила КЛИМАЦКАЯ, доктор медицинских наук, профессор КГПУ им. В. П. Астафьева. - Раньше профилактику йододефицита проводили в садике и школе - медсестры регулярно раздавали маленькие белые таб­леточки. Теперь же это отдано на откуп родителям. Но большинство мам и пап об этом или не знают, или относятся несерьёзно. А ведь нехватка йода приводит к быстрой утомляемости и умственной отсталости - ребёнку становится сложнее учиться».

В школу - за едой 

Между тем многие родители даже покормить нормально детей не могут. «Для некоторых ребят хотя бы раз в сутки поесть - это проблема. У нас есть школы, где количество семей, находящихся в социально-опасном положении, превышает 40-50%, - рассказывает Мария ХОЛИНА, заместитель начальника отдела министерства образования и науки Красноярского края. - То есть приход ребёнка в школу - это удовлетворение элементарных физиологических потребностей. Его нужно накормить, оказать медпомощь, дать приют и ласку и уж потом обучать». Кстати, с этого года дети из семей (а их в Красноярском крае больше 5 тысяч), которые имеют пометку «социально-опасные», будут получать бесплатное питание в школах. Раньше к льготникам относились многодетные, те, чей доход ниже прожиточного минимума, и семьи, где один родитель.

Но в целом, как отмечают специалисты, сейчас родители стали больше интересоваться тем, что происходит в школе. Например, информация о том, какая должна быть нагрузка в школах доступна в Интернете. И если мамам и папам кажется, что их детей сильно загружают, они всегда могут поднять эту проблему. В каждой школе есть штатный психолог, а где количество детей превышает 400, ещё и социальный педагог. «У нас предполагается, что родитель даёт согласие, чтобы психолог с ребёнком работал, - объясняет Марина САФОНОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии КГПУ им. Астафьева. - В этой связи хочется взрослым сказать, что даже если вам неудобно (допустим, вы хотите ребёнка из школы забрать), а психолог предлагает позаниматься, то не отказывайтесь. Многих проблем со здоровьем, школьных страхов, неврозов, психосоматических заболеваний можно избежать, если вовремя прийти к специалисту». Кстати, при подготовке к экзаменам, психологи могут стать для учеников первыми помощниками. Они объяснят, как нужно правильно учить, повторять, тренировать память, как справиться с волнением и стрессом. Поработают и с родителями. Ведь в большинстве случаев это мамы и папы нагнетают обстановку. Мол, не сдашь ЕГЭ, в вуз не попадёшь, значит, ничего в твоей жизни хорошего не будет. А подросток должен понимать, что есть варианты (пересдать ЕГЭ, сначала окончить колледж или техникум), а плохие отметки - это не конец света. Вот тогда не будет у выпускников повального нервного истощения, а в сводках не появится информация о самоубийствах 11-классников.

   
   

Родители в ответе

К сожалению, сейчас просматривается тенденция, когда родители даже от элементарной медицинской помощи в школах отказываются. Не дают своего согласия на диспансеризацию детей, не разрешают им ставить прививки. По данным министерства здравоохранения, в последнее время участились случаи заражения корью и полиомиелитом - теми болезнями, которые какое-то время в нашем регионе не регистрировались, потому что была повальная вакцинация. Беспокойство у врачей вызывает и рост случаев заражения туберкулёзом, есть даже смертельные. А всё потому, что вовремя его не выявили, не сделали пробу Манту.

«Нужно на законодательном уровне повышать ответственность родителей за детей, - считает Мария Холина. - Тех, кто не кормит, не обеспечивает уход, постоянно пьянствует, нужно наказывать. А зачастую такие родители просто само­устраняются, и государство берёт на себя уход за детьми».

КОММЕНТАРИЙ

Дарья Монсунова

Дарья МОСУНОВА, многодетная мама, исполнительный директор фонда имени В.П. Астафьева:

- Конечно, длительное сидение ребёнка перед компьютером ни к чему хорошему не приведёт. Давайте будем честными: от виртуальной жизни его можно отучить, если сам в ней не сидишь часами. Можно привлекать малыша заниматься домашними делами вместе. Играть в футбол, ходить на Столбы, в театр и кино. Главное - дать детям альтернативу. Ведь ребёнок зависает в сети от скуки. Отучить - не значит запрещать, просто надо лимитировать и контролировать. Лучший способ - приходить к соглашению: «Давай, ты прочитаешь 15 страниц, и 40 минут Интернет в твоём распоряжении». И, конечно, хоть ребёнок в школе действительно довольно загружен, посещение тех же кружков и секций - эффективный способ контролировать его время, отвадить его от сидения в соцсетях. Кружки дают многое: физическое, психологическое развитие, чудесную социализацию. И знания отличные, так как учебный процесс в кружках больше замешан на игре. Главное, чтобы попался хороший педагог или тренер. И регулярность! Никаких противопоказаний к кружкам и секциям нет. Так что подальше от компьютера, поближе к друзьям и секциям!

Смотрите также: